Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Оценивая
в принципе григорианский хорал как сложное явление с многообразными истоками и
многовековой последующей
35
историей,
мы не в праве отрицать в нем ни следы связи с внекультовой мелодикой бытового
или даже народно-бытового происхождения, ни бесспорной направленности на
служение католической церкви. Сама обязательность хорала, насаждаемого повсюду,
где эта церковь имела власть, в том числе у народов, очень далеких от Рима, от
романской культуры, от латыни, уже придавала григорианскому хоралу смысл
далекого, отрешенного от жизни, в своем роде догматического церковного
искусства.
Свод
григорианских напевов огромен. Он включает в себя песнопения, как предназначенные
для всех служб церковного календаря — от недели к неделе, от праздника к
празднику, так и постоянно присутствующие в составе литургии. Неизменными частями
католической мессы (так называемый Ordinarium
) являются Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus dei. Сложились эти части в разное время в пределах II — IV веков до
«послегригорианских» столетий. Лишь начиная с XIV века они привлекли к себе. внимание музыкантов,
создававших каждый свою композицию мессы на основе их текстов. Именно по
таким композициям Палестрины, Орландо Лассо, Баха, Бетховена и многих других
великих и крупных мастеров мы представляем мессу, как цельное художественное
произведение. Чтобы судить о григорианском хорале раннего средневековья, нужно
отвлечься от этих впечатлений. Ординариум как раз занимал очень скромное место
в григорианском антифонарии (ко времени Григория I сложились еще не все части), текст его оставался
неприкосновенным, напевы носили гимнический характер (возможно, что когда-либо
исполнялись при участии прихожан) и могли быть лишь более развитыми в большие
праздники, не представляя, однако, значительного разнообразия.
Иное
дело — proprium, к которому относились все «подвижные» части
литургии: интроит (начальный псалом), градуал (псалом на данный день
церковного года), офферторий (молитва при преосуществлении даров), коммунио (во
время причастия), трак-туе, аллилуйя — все, что связано с определенными
моментами богослужения. Порой и среди них встречались напевы, переносимые из
одной службы в другую. Но в принципе смены здесь зависели от церковного
календаря. Для больших праздников характерны широкораспетые аллилуйи. Что
касается остальных песнопений, то интроит, например, включал и чисто
псалмодические фразы, и заключительный распев на последние слова — как своего
рода ладовую формулу. Преобладают же в песнопениях проприума мелодии то более
распетого, то более силлабического склада, но почти всегда соединяющие то и
другое и в целом скорее широкие, чем сжатые. Поразительна при этом неиссякаемая
сила мелодического изобретения! Огромное количество напевов возникло, по
существу, в узкоограниченных рамках художественных возможностей: во-первых,
диктат культового, ритуального текста, во-вторых, скромный вокальный диапазон
(как правило, не более октавы, порою же квинта, секста, септима), в-третьих,
диатони-
Предыдущая Следующая