Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
36
ческие
церковные лады с системой характерных попевок, в-четвертых, нефиксированный
ритм и, наконец, чистейшее одноголосие. Разумеется, от собственно псалмодирования
как особого типа речитации с характерными начальными и заключительными мелодическими
интонациями трудно ожидать какого-либо многообразия (пример 8). Единообразнее подобных форм
псалмодии в григорианском обиходе — только особые «тоны» для произнесения
молитв, для чтения евангелий, посланий апостолов и книг пророков. Сами же по
себе образцы псалмодирования различаются по протяженности, «развернутости»
мелодических вступлений, заключений, а иногда и «середин», которые имеют в
каждом ладу как бы свои интонационные формулы. Итак, здесь все в большой мере
связано определенным типом движения и мелодическими формулами. Но даже в этом
предельно скромном масштабе далеко не все одинаково. Псалмодирование отнюдь не
часто в литургии. Оно заключает вступительную молитву литургии — интроит и
контрастирует ее широкой, с распевами (особенно в большие праздники) мелодии (пример
9).
Наибольший
контраст псалмодированию (и гимническому роду пения, а позднее — еще и
секвенциям) создают свободно развертывающиеся мелодии «Alleluja», за которыми следует стих псалма, тоже
широкораспетый (радостный). В постные дни аллилуйи не исполняются (их заменяет
другое песнопение): их ликующий, юбиляционный характер был бы тогда не к
месту. Мелодии этого рода напевов особенно свободны в своем движении, малозависящем
от слова, достаточно многообразны и иногда удивительны по своему размаху (в
праздничной мессе, пример 10).
Из
остальных частей проприума важное значение имеет градуал — торжественное
песнопение, исполняемое со ступеней амвона (ступень — gradus) и посвященное данному празднику (или данному
воскресенью года). Градуалы и по мелодическому облику и по масштабам гораздо
более внушительны, чем, например, краткие мелодии коммунио. На их примерах
особенно ясно ощущается характер развертывания мелодики в григорианском пении:
не только плавной, поступенной — или со скачками, силлабической — или
распевной, но гибко совмещающей эти качества и одновременно объединенной как бы
общим током движения
Предыдущая Следующая