Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
(пример
11).
Единство
целого достигается здесь в принципе общностью ладовых попевок, но этим отнюдь
не ограничивается: мелодия исходит из начальной попевки лада и возвращается в
русло конечной его попевки, а в остальном развивается очень органично и широко,
развертываясь волнами, на большом дыхании. Разумеется, все это происходит в
духе спокойного движения, без каких бы то ни было резких акцентов, контрастов,
вне ритмической характерности, но мы ведь не знаем, каков на самом деле был
ритм... Ни с какими известными типами бытовой музыки все это непосредственно не
связано. По всей вероятности, григорианская мелодика не везде, особенно в
отдалении от Рима, легко при-
37
вивалась,
и если и усваивалась в итоге, то с местными вариантами, в некотором
переосмыслении. Тем не менее свод григорианского пения с XI—XII веков, а
затем в эпоху Ренессанса послужил исходной основой для создания многоголосных
сочинений, в которых культовые напевы получили самую разнообразную разработку:
от проведения в качестве cantus firmus'a до растворения в многоголосной ткани сложной
композиции.
Мелодии
именно такого типа, как те, о которых шла речь (за исключением собственно
псалмодирования), избирались в качестве тематического материала, используемого
композиторами (сначала в нижнем голосе, в очень крупных длительностях)
двух-трехголосных сочинениях. Со временем, когда сложилась нидерландская
полифоническая школа, характер развертывания мелодий в мессах, мотетах и других
многоголосных формах не остался без влияния мелодических типов григорианского
хорала.
Давние
столкновения западной и восточной церквей (вплоть до окончательного их
разделения в середине XI века) не исключают,
однако, возможности определенных связей в судьбах их искусства на протяжении VII—VIII веков.
Этому могли тогда способствовать, в частности, римские папы греческого
происхождения (Федор, Иоанн VI, Иоанн VII, Захарий). От Византии исходит поначалу и разработка
учения о ладах, тесно связанного с характером средневекового одноголосия. Из
Византии католическая церковь получила в конечном счете и пневматический орган.
При пышном византийском дворе он применялся как декоративный и громкозвучный
инструмент в торжественной обстановке. Если небольшие органы и встречались в
отдельных церквах на Западе с VII века, то
особое впечатление большой орган произвел в 757 году, когда послы
византийского императора Константина Копронима доставили этот инструмент в дар
королю франков Пипину Короткому, с которым Константин искал союза. Сын Пипина
Карл Великий затем приказал скопировать византийский орган, чтобы иметь
аналогичный инструмент в Ахене. Со времен каролингов орган постепенно
внедряется в католическую церковь как первый признанный инструмент в ней. Тогда
еще грубый, несовершенный, с резким звуком и неподатливыми клавишами-рычагами,
он уже становится традиционным инструментом в католическом богослужении. Его
роль на первых порах, видимо, была ограничена поддержкой хорального пения.
Предыдущая Следующая