Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Чем
более расширяла сферу своего влияния римская церковь в Европе, тем далее
распространялся григорианский хорал из Рима на север и на запад. Хорал вводился
тогда не только представителями самой церкви и церковными певцами, но и некоторыми
представителями светской власти, которые по-своему были заинтересованы в
распространении влияния церкви. Так, Пипин Короткий и Карл Великий особыми
предписаниями вводили единообразное григорианское пение в пределах своих
владений. Римские певцы были важнейшими практическими деятелями этого движения.
В тех исторических условиях, при отсутствии средств сооб-
38
щения,
при крайне низком уровне грамотности, они были призваны лично насаждать
канонизированное григорианское искусство в новых певческих школах Франконии,
Аллемании, Ирландии и т. д. В течение многих лет шел этот процесс
«григорианизации», особенно усилившийся, по-видимому, к IX веку. Опытные певцы направлялись из Рима, иногда
сталкиваясь попутно с аналогичным влиянием греческих певцов из Византии. Кстати
сказать, даже поблизости от Рима еще встречались в IX веке случаи неподчинения григорианским образцам, что
и вызвало особые реакции со стороны церковных властей.
В
результате длительной и упорной пропаганды и решительных требований,
исходивших от Рима и поддержанных светскими властителями, к концу XI века вся католическая церковь была объединена общими
формами богослужебного пения. Исключение составляли лишь единичные
церковнопевческие центры со своими стариннейшими разновидностями ритуальных
напевов. В Милане удержалось амвросианское пение, сложившееся ранее кодификации
григорианского хорала. Амвросианский круг богослужебного пения был более тесно
связан с гимнодией, чем григорианский: сами гимны и черты гимнического склада
занимали в нем более важное место. Впрочем, особенно резких различий здесь не
было, так как римская певческая школа сама развивалась не без влияния
миланской. Вообще влияние амвросианского пения было значительно в Европе, и
даже те отличия, которые отделяли галликанское или мозарабское пение от
григорианского, были в принципе примерно таковы же, как и отличия амвросианских
напевов. Они определялись большей устойчивостью местных музыкальных черт
в составе богослужебных мелодий. Если в амвросианском пении это проявлялось в
близости к гимническому складу, то в галликанском — в присутствии местных
песенных признаков, а в мозарабском — в чертах стариннейшей народно-песенной
культуры Испании, развивавшейся в условиях арабского владычества. Когда
католическая Европа была уже подчинена григорианскому диктату, в Толедо и
Вальядолиде еще шла упорная борьба за мозарабские напевы. В конечном счете
некоторые галликанские и мозарабские образцы пришлось включить в число
признанных католической церковью. К началу XII века только Милан с амвросианским пением и Толедо с
мозарабским еще противостояли в известной мере григорианской унификации. Однако
при всей значительности этих местных церковнопевческих центров общий тип
богослужебной музыки, ее принятые формы, ее распорядок, ее обиход в церковном
году, стиль ее изложения были в принципе едиными во всей католической церкви.
Повсюду получил также признание орган в качестве церковного инструмента.
Предыдущая Следующая