Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
бы в ответ на все ширящееся распространение григорианского хорала по Западной
Европе со временем, сначала в более скромной форме, затем явственнее, там стали
проявляться анти-
39
григорианские
тенденции. Подобно тому как революционная оппозиция против феодализма получала
тогда выражение в ферме богословских ересей (что подчеркивает Маркс) — так и
внутреннее противодействие феодальной церкви выражалось, в частности, в
стремлении отступить от канонизированных форм ее искусства, сколько-нибудь
обойти их, дополнить, нарушить, пересмотреть. Стоит лишь вдуматься в масштабы
действия григорианского хорала, охватившего огромные по тому времени
территории с самым различным народонаселением, — чтобы представить, насколько
он мог быть далек и труден даже церковным певцам иных школ, не говоря уж о
церковной пастве. Чужой язык, непривычные на, местах мелодии, строгая
регламентация всего годового круга пения несомненно затрудняли продвижение
григорианского хорала в далекие от Рима края. К тому же точной фиксации
напевов еще не было и их приходилось усваивать буквально с голоса опытных
певцов, прибывающих со своей миссией в те или иные храмы и монастыри.
Естественно, что в таких исторических условиях, когда отвергнуть церковное
установление было на местах не по силам, а бескомпромиссно принять его трудно,
должны были возникнуть попытки хотя бы внутреннего переосмысления того, что
приходило и насаждалось извне. Ранние антигригорианские тенденции зародились
уже в IX веке в монастырской среде. Последнее было естественно
в то время, когда крупные певческие школы сложились в Санкт-Галленском
монастыре в Аллемании, в Меце во Франконии, когда из монастырей выходили многие
средневековые ученые (в частности, музыкальные), поэты, писатели.
Слабое
развитие городской жизни, духовный характер науки и образования, относительно
устойчивый уклад монастырского бытия в пору беспрестанных междоусобиц — все это
способствовало выдвижению монастырей в качеств весьма своеобразных очагов
средневековой культуры. В монастырях была сосредоточена письменность (в то
время как вокруг них мало кто владел даже грамотой), монастыри частично
уберегли наследие античной образованности. Из монашеской среды вышли и
деятельные музыканты, которые заслуживают признания как первые композиторы
средневековья, чьи имена сохранились в истории, — среди них крупнейший Ноткер
Заика (Бальбулус). С его именем связана разработка особого рода
музыкально-поэтических образований, возникающих первоначально как бы «изнутри»
григорианского хорала и получивших название секвенций (не в том смысле, как мы
обычно понимаем этот музыкально-теоретический термин).
Предыдущая Следующая