Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Ноткер
Заика был, по-видимому, крупной личностью, одаренным и образованным
монахом-бенедиктинцем с многосторонними интересами. Родился он вблизи
Санкт-Галлена около 840 года, образование получил в монастырской школе, изучая
традиционные тогда «trivium» (грамматику, логику,
риторику) и «quadrivium» (арифметику,
геометрию, астрономию, музыку) в системе семи свободных искусств. Стал затем
учителем в той же школе и библиотекарем Санкт-Галленского монастыря. Проявил
себя как поэт
40
(создатель
гимнов), композитор (его секвенции вошли в «Книгу гимнов», относящуюся примерно
к 860—887 годам), музыкальный ученый (автор трактатов, часть которых не
сохранилась), историк («Деяния Карла Великого», 880-е годы). Умер в
Санкт-Галлене 6 апреля 912 года.
По
свидетельству самого Ноткера, он впервые услышал о секвенциях от монаха,
попавшего в Санкт-Галлен из другого, разрушенного норманнами аббатства (близ
Руана), а затем стал и сам создавать секвенции. Исходя из мелодики
григорианского хорала, Ноткер начал, видимо, с подстановки новых текстов к
наиболее широко распетым слогам в слове Alleluja в характере мелизматических юбиляций. Присутствие
таких текстов превращало широкоразвернутую юбиляцию в силлабическое сочетание
прежней мелодии с новыми словами (по звуку на слог). Это и стало новым
музыкально-поэтическим образованием, пока еще внутри хорала. Оно было важно, в
частности, и потому, что помогало запомнить очень длинную мелодию,
«поддерживая» каждый ее звук, а также, видимо, придавая ей твердую ритмическую
организацию через слово. В дальнейшем мелодия хорала подверглась не
только этой подтекстовке, но и некоторой трансформации: подчеркивалось
окончание каждой строки текста (единством заключительного звука, интонационной
ячейки), что создавало впечатление некоторой периодичности; повторялись те или
иные попевки. Так «изнутри» григорианской мелодики постепенно разрастались
по-новому организованные фрагменты. Шаг за шагом секвенции приобретали
самостоятельность, пока не смогли, по существу, отпочковаться от григорианского
контекста: появлялись мелодические добавления, формировалось некое новое
целое, а затем Ноткер стал попросту сочинять секвенции как возможные вставки в
хорал. Сопоставляя, например, григорианскую основу секвенции (то есть мелодию
«Аллилуйи») — и собственно секвенцию на нее, созданную Ноткером (пример 12), нетрудно
заметить, как из одного мелодического фрагмента вырастает новое
музыкально-поэтическое образование. Важно, что Ноткер был и поэтом:
поэтические строки стали для него первичным организующим началом мелодии (в
дальнейшем эти строки, рифмовались попарно, что усилило их организующую роль).
В принципе же секвенции были первым «прорывом» музыкального творчества в
область догматически канонизированной мелодики. Разумеется, до кодификации
григорианского хорала творческие возможности духовных поэтов и певцов еще не
были в такой степени стеснены: вспомним о гимнотворцах. Теперь же, при существовании
григорианского антифонария, создание секвенций (они назывались также «прозами»
— происхождение термина не вполне уточнено), по существу, знаменовало
зарождение антигригорианской тенденции, пусть еще на первых порах очень
скромно выраженной.
Предыдущая Следующая