Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
понятием секвенции несомненно соприкасается и понятие тропа, так обозначались
вставки в ритуальный текст (разросшиеся
41
из
ладовых формул, ранее добавлявшихся к концу или середине тех или иных
песнопений, а также из юбиляций). Создание тропов приписывается
санкт-галленскому монаху Тотилону, о котором известно, кроме того, что он прекрасно
играл на струнных и духовых инструментах и, по разрешению настоятеля монастыря,
обучал этому искусству сыновей знатных лиц.
Среди
тропов Тотилона были диалогические, предполагающие антифонное исполнение
(чередование групп хора). Разрастаясь, тропы, как и секвенции, включали в себя
новый текст (библейского происхождения) и мелодические добавления в хорал. В
форме диалога создана пасхальная секвенция Випона (вторая четверть XI века). С принципом тропирования история связывает и
возникновение (в IX—X веках) литургической драмы как разросшейся части
рождественского или пасхального богослужения.
Крупные
монастыри, располагающие хорошими певческими силами (Санкт-Галленский,
аббатство Флери на Луаре и другие), а затем и кафедральные соборы (в Руане, Туре,
Реймсе, Страсбурге, Камбрэ, Шартре) участвовали в формировании литургической
драмы, постепенно складывающейся как бы изнутри самой католической литургии. От
первоначального включения рождественского и пасхального тропов в
соответствующее богослужение исполнители (церковные певцы, монахи, духовенство)
со временем пришли к расширению драматизации текста: слова «двух Марий», ищущих
воскресшего Христа, а также Ангела, Рахили, оплакивающей убиенных по приказу
Ирода младенцев и т. д., взятые из евангелий, поручались уже различным певцам
или группам певцов. Первоначально монахи как участники действа вносили едва
заметные, скорее символические изменения в свои одежды, чтобы оттенить «роль»,
и лишь позднее возобладали собственно театральные тенденции: костюмы и
сценическое оформление. Став родом театра, литургическая драма вышла за пределы
церкви и превратилась в мистерию.
Музыкальная
сторона литургической драмы в большой мере зависела от григорианского пения.
Однако даже драматизация слов евангелия, разумеется, требовала мелодических
расширений, добавлений, повторений попевок и т. д. Словом, это и было все
разраставшееся тропирование григорианской основы. Излюбленными эпизодами для
формирования литургических драм стали: . евангельское повествование о поклонении
пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Христу, о злодействе Ирода,
повелевшего убить всех младенцев в Вифлееме, а также заключение евангельского
рассказа о воскресении.
Предыдущая Следующая