Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Со
временем из этих скромных и на первых порах еще разрозненных опытов «драматизации
богослужения» разрослись более крупные литургические драмы со включением даже
комических эпизодов там, где позволяли какие бы то ни было ссылки на быт или
интерполяции из других библейских текстов. Языком литургической драмы
оставалась латынь. Лишь с выходом духовных действ за пределы церкви в них
возобладали местные языки.
42
Разумеется,
при дальнейшем развитии литургической драмы ее сюжетные рамки раздвигались,
включая не только рождественские и пасхальные темы, а музыкальное оформление приобретало
более свободный характер, сближаясь отнюдь не только с григорианской мелодикой,
но и с песенностью. Драматизировался по музыке, например, «Плач Рахили».
Появлялась строфичность, расширявшая рамки каждого такого «выступления»,
намечалось нечто вроде выделения «партий» (примеры 13, 14).
Литургическая
драма зародилась как раз в то время, когда католическая церковь обнаружила
народных искусников — жонглеров с их песнями, танцами, сценками, акробатикой —
буквально у своего портала, на паперти. Она отозвалась на это не только
жестокими мерами преследования, посланиями пап, постановлениями соборов и т.
д., но и собственными попытками расширить роль искусства за счет драматизации
евангельских текстов — ради привлечения более широких слоев своей паствы в
храмы и монастыри.
Таким
образом, уже в IX—XI веках, когда григорианский хорал, казалось бы,
торжествовал полную победу в Западной Европе, в противовес ему развивались
антигригорианские тенденции, все крепнущие со временем. Они исходили, с одной
стороны, от местной художественной реакции на унификацию церковного пения
Римом, с другой же — за ними стояли и определенные социальные силы, неспособные
полностью подчиниться диктату господствующей церкви и по-своему — скорее
косвенно, чем прямо — воздействующие на судьбы ее искусства.
Музыкально-теоретическая
мысль средневековья достигла наиболее ощутимых результатов в разработке учения
о ладах и в создании новой системы нотации. Что касается эстетической
проблематики, затрагивающей музыкальное искусство, то в этом смысле содержание
многих высказываний не поддается расчленению на вопросы музыки — и религии,
или музыки — других искусств — и самого мироздания. Особенно много противоречий
общего порядка мы найдем на подступах от поздней античности к раннему
средневековью, когда еще не были порваны связи с античными воззрениями и еще не
начала складываться средневековая наука. Об этом можно было бы не упоминать,
если бы подобные противоречия не проявлялись и в дальнейшем развитии
музыкальной теории.
Предыдущая Следующая