Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Наследие
античности средневековая культура получила на первых порах непосредственно из
рук поздних представителей романской образованности, писавших о музыке у
истоков средневековья, на рубеже V и VI веков. Это были римляне Аниций Манлий Северин Боэций
и Флавий Магнус Аврелий Кассиодор, оба занимавшие крупные посты на службе у
короля остготов Теодориха. Боэций (ок. 480—524 или 526) оставил обширный (в
пяти книгах) труд «О музыкальных установлениях» (между
43
500
и 507). В нем изложены основы античной теории, главным образом по римским
источникам. В большой мере от Боэция; средневековые теоретики усвоили некоторые
сведения о трудах Пифагора (с позиций неопифагорейцев), Архита, Платона,
Аристоксена, Птолемея, Никомаха, немногие факты о музыке Древней Греции.
При том Боэций как последний компилятор, действовавший уже на далекой
дистанции, не смог передать следующим поколениям все наиболее ценное,
эстетически значительное из классического прошлого, да и не знал его глубоко,
поскольку зависел от нескольких римских источников (энциклопедии Варрона и от
теоретика IV века Альбина). В вопросе об
античных ладах он отнюдь не внес ясности для теоретиков средневековья.
Предложенная им систематика с выделением трех родов музыки — всемирной (то есть
«гармонии сфер»), человеческой (вокальной) и инструментальной — была
подхвачена в средние века и многократно повторялась в музыкально-теоретических
трактатах, да и не только в них. В целом весь огромный труд Боэция был сугубо
ретроспективен и с современным ему состоянием искусства ни в какой мере не
связан. Удивительная историческая судьба! Советник короля «варваров» (казненный
им по подозрению в измене), политик, философ, математик, ученый музыкант Боэций
погрузился в изучение далекого прошлого античной культуры и попытался передать
ее наследие новой эпохе, которая едва лишь наступала.
Кассиодор
(ок. 490—580) выполнил историческую роль до известной степени аналогичную роли
Боэция. Удалившись после политической деятельности в основанный им монастырь,
он способствовал переписке множества произведений античных писателей и создал
свой труд «О науках и искусствах», в котором среди других «свободных искусств»
уделил внимание музыке. Ему принадлежит высказывание о разделении музыки на
гармонику, ритмику и метрику, подхваченное потом средневековыми теоретиками.
Кассиодор касался и вопросов современной ему духовной музыки с позиций
христианской церкви.
Предыдущая Следующая