Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так
называемые отцы церкви, суждения которых относятся в основном к IV — началу V века,
по существу стоят как бы между наследием античной культуры и провозглашением
новых идейных основ христианского искусства. В своих вкусах они колеблются от
признания увлекательной красоты музыки — до отказа от нее. как светского
искусства и приятия лишь в качестве подчиненной богослужебному тексту. Впрочем,
и в их высказываниях можно найти ссылки на неоспоримое этическое воздействие
музыки, которая способна очищать душу, избавлять от дурных страстей, смягчать
нравы, даже исцелять больных. Так античное учение об этосе преломляется в
сознании идеологов христианства.
Специфический
интерес представляет труд Аврелия Августина «Шесть книг о музыке», созданный
предположительно между 387 и 391 годами. На личном примере Августина (354—430),
чье мировоззрение складывалось на основе античной философии
44
(в
частности, неоплатонизма) и в своем развитии пришло к христианству, особенно
ощутим переход от одной культурной эпохи к другой 3. Эстетическая
концепция его выросла на почве античности, но содержала в себе потенции дальнейшего
развития в новых исторических условиях средневековья. «Шесть книг о музыке»
посвящены, строго говоря, не самой музыке как таковой, а ритму — и тоже не
одному лишь собственно ритму, а ритмическому началу в высоком смысле, присутствующему
во всех искусствах, определяющему прекрасное в них, воздействующему на
восприятие его. Музыка в глазах Августина (и теоретическое ее обоснование в
особенности) наилучшим образом олицетворяла высшую истину искусства, поскольку
ей в наибольшей степени свойственно упорядоченное движение и закономерности,
которые могут быть выражены числами. Впоследствии философ идет далее,
утверждая, что повсюду, во всех вещах господствует закон, соответствия, связи,
созвучия и согласия противоположных элементов, как закон гармонии. Этот
же закон действует и выше — лежит в основании, всего духовного мира и
человеческого бытия. Воздавая должное стройности концепции Августина, в
конечном счете связанной с идеей «гармонии сфер» у пифагорейцев, отметим, что
опорой этой концепции является именно искусство-наука музыки как совершенного
в эстетическом и общефилософском смысле типа духовной деятельности.
Предыдущая Следующая