Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сколь
отвлеченными ни были философские построения Августина, — для того критического
периода, когда другие отцы церкви скорее опасались музыки, чем признавали ее
значение, — его концепция была из ряда вон выходящей. Она оказала большое
влияние на теоретиков средневековья.
В
дальнейшем музыкальная наука средних веков развивалась в тесной связи с
монастырской культурой. Ее представителями становились обычно ученые монахи, ее
очагами — нередко монастырские певческие школы. Что касается общих воззрений
на музыкальное искусство, то они характеризуются и далее не столько единством,
сколько противоречиями, или, во всяком случае, разнонаправленностью: музыка —
служанка божества, музыка — наука о числах, в одном ряду с арифметикой и
геометрией, музыка — этическое искусство сильных аффектов и т. д.
Выделим
лишь тех писателей о музыке, которые посвятили ей основное внимание и проявили
профессиональный интерес также к ее практическим вопросам. Это Аврелиан из
Реоме (IX век), автор трактата «Музыкальная наука», Регино из
Прюма
3 Аврелий Августин получил образование в риторической
школе в Карфагене, был учителем риторики, большим знатоком античной философии.
В зрелые годы принял христианство, находился в Риме, затем стал епископом в
Гиппоне (Северная Африка). В настоящее время труды Августина вновь привлекают
к себе внимание исследователей, в том числе советских эстетиков; см.: Бычков В.
В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма. — В кн.: Философия
искусства в прошлом и настоящем. М., 1981, с. 67—123.
45
(ум.
в 915 году), писавший «Об изучении гармонии», Одо из Клюни (870—942),
стремившийся в ряде своих сочинений связать науку о музыке с практическими
нуждами обучения музыкантов, и, конечно, выдающийся теоретик
западноевропейского средневековья Гвидо из Ареццо (ок. 990— 17 мая
1050?).
В VIII—IX веках
складывается система церковных ладов средневековья. К VIII веку относятся сведения об установлении осмогласия в
Византии. Предположительно в этом столетии возник и теоретический трактат,
который ранее приписывался Флакку Алкуину (735—804) : там также идет речь о
новых ладах на западе Европы. Наиболее достоверным источником ранних сведений
о средневековых ладах считается в наше время трактат Аврелиана из Реоме,
возникший около середины IX века.
Предыдущая Следующая