Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Система
восьми церковных ладов западноевропейского средневековья сложилась на основе
профессиональной музыки того времени (григорианского хорала в первую очередь)
и в известной опоре на теоретический опыт античности, впрочем не вполне точно
освоенный. Как система древнегреческих, так и система средневековых церковных
ладов в принципе связаны с одноголосным музыкальным складом, с монодией. Это с
особенной ясностью обнаруживается, когда развитие многоголосия в Европе
приводит сначала к нарушению системы, а затем и к отказу от нее. Теоретически
восемь средневековых ладов обычно представляют в виде восьми диатонических
звукорядов:
I дорийский — эвтектический d — d1
II гиподорийский — плагальный А — а
III фригийский — автентический е — е1
IV гипофригийский — плагальный Н — h
V
лидийский — автентический f — f1
VI гиполидийский — плагальный с — с1
VII миксолидийский — автентический g — g1
VIII гипомиксолидийский
— плагальный d — d1
Сопоставляя
эту систему с древнегреческой, мы убеждаемся в том, что средневековые
теоретики, сохранив названия, отнесли их к иным ладам, а соотношение основных и
гиполадов тоже поняли не так, как они понимались у древних греков 4.
На
практике церковные лады средневековья воспринимались не как звукоряды, а скорее
как суммы характерных признаков, определяющих возможное русло движения
мелодики. Здесь были выделены: заключительный звук (финалис) как единый для
лада и гипо-лада (например, d для дорийского и
гиподорийского, е для фригийского и гипофригийского и т. д.), диапазон
напева (амбитус) и центральный звук при псалмодировании (реперкусса, тенор).
Помимо того существовали характерные для лада интонационные попевки в псалмодии:
начальная формула (иниций), серединная (медианта) и заключительная (финалис).
Напомним, что русское осмогласие тоже было по-своему связано с системой 4
Схематически наглядное соотношение древнегреческой и средневековой системы
ладов дано в статье Ю. Н. Холопова «Средневековые лады» (Музыкальная
энциклопедия, т. 5, 1981, стлб. 247).
46
гласовых
попевок. Не случайно и на Западе в теоретических трактатах, независимо даже от
изложения системы ладов, сверх нее дают в то же время практические
советы: запоминать характерные для каждого лада мелодические формулы-попевки.
Предыдущая Следующая