Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Любопытно,
что средневековые теоретики ощущали характерную выразительность каждого из
модальных ладов, причем их впечатления в значительной степени совпадали или
по-своему неплохо дополнялись одно другим. Первый лад воспринимался как
подвижный, ловкий, пригодный для всякого чувства. Второй — как серьезный и
«плачевный», как глухо-торжественный, как жалобный. Третий казался
стремительным, возбужденным, изобилующим скачками; строгим и негодующим,
гневным и суровым; побуждающим к борьбе. Четвертый лад представлялся скромным
или спокойным; льстивым; приятным и болтливым. Пятый оценивался то как
скромный и радостный, то как распущенно-веселый. Шестой — то как страстный с
мягкими скачками, то как «плачевный», печальный, трогательный, благочестивый.
Характер седьмого лада определялся как болтливый из-за быстрых поворотов, как
распутный и приятный; как юношеский. И наконец, восьмой лад был для
современников ладом мудрецов, приятным и величественным ладом старцев,
постоянно серьезным, величавым из-за малого количества скачков.
Из
этого потока определений выясняется, во-первых, что писавшие о ладах имели в
виду не только церковные песнопения, во-вторых, что лад воспринимался в сумме
характерных для него мелодических попевок, в-третьих, что античное учение об
этосе получило своеобразное преломление в средние века.
Система
восьми церковных ладов, если она на практике и расширялась, только в XVI веке была теоретически пополнена еще двумя ладами — эолийским
(от ля до ля) и ионийским (от до до do, то есть мажорным) и их гипо-ладами. Так прибавились
лады IX, X, XI и XII.
В
большой связи с системой ладов средневековья — как она существовала на
практике — стоит в конечном счете и средневековая нотация, которая прошла
большой путь развития. Если лад характеризовался типичными, запоминаемыми
мелодическими формулами, то для воспроизведения каждой мелодии в любом ладу
важно было напомнить порядок попевок и отметить некоторые индивидуальные
особенности напева, опираясь при этом на заранее известную
мелодическую характеристику того или иного лада. Такими пособниками памяти и
служили на первых порах невмы, которые потребовались на практике, когда
григорианский хорал получил широкое распространение. Невмы наглядно показывали
движение мелодии вверх или вниз. Некоторые значки соответствовали одному звуку,
другие — что характерно для системы ладов — целой попевке из нескольких звуков.
Самый принцип наглядного обозначения мелодической линии был давно известен на
Востоке, где, как уже
Предыдущая Следующая