Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
293
мог
даже дублировать вокальные партии, не говоря уж о самостоятельных
выступлениях. Его роль, вероятно, сводилась к поддержке отдельных звуков (как
бы педалированию их), что в XII веке,
например, соответствовало природе определенных типов раннего двухголосия.
Со
временем конструкция органа усложнялась и совершенствовалась: к эпохе Ars nova относится облегчение клавиатуры, введение двух-трех
клавиатур, а в XIV веке появляются первые
сведения о применении педали (ножной клавиатуры) из восьми-двенадцати клавиш
(ее изобретение приписывается брабантскому органисту Луи ван Вальбеке в начале
столетия). Судя по деятельности Франческо Ландини в XIV веке и Антонио Скуарчалупи в XV, в их времена авторитет органиста был уже очень высок
в Италии и роль каждого из них расценивалась как важная и значительная среди
музыкантов Флоренции. Однако, согласно сохранившимся нотным источникам,
Ландини мог присоединяться как органист к исполнению своих вокальных
произведений, мог играть танцы в светском обществе, но ни о чем ином с
уверенностью судить нельзя. От Скуарчалупи, который столь ревностно собирал
нотные рукописи других музыкантов, тоже не сохранилось произведений для
органа. Возможно, что Скуарчалупи особо выдвинулся как солист на органе в
церкви и при дворе Медичи. К его времени уже было допустимо чередовать при
отправлении мессы хоровые и органные разделы (исполняя на органе не
самостоятельные фрагменты, а музыку тех же песнопений) 54. В этих
случаях роль органиста явно возрастала и его артистическая личность была
по-новому ощутима в общем ансамбле.
В
эпоху Возрождения строительство органов очень прогрессирует. Быстрее, чем
где-либо, расширяется объем клавиатуры в Испании, а к концу XVI века он становится столь же широким в ряде других
европейских стран. Повсеместное распространение получает педаль. Один из самых
ранних источников по истории органа «Spiegel der Orgelmacher und Organisten» («Зеркало органных мастеров и органистов», 1511)
слепого гейдельбергского органиста Арнольда Шлика свидетельствует о применении
трех мануалов (диапазон от фа большой октавы до ля второй) и
педали (от того же фа до до первой октавы). Санкта Мария в
Испании пишет в 1565 году о различных органных регистрах и упоминает о
шестнадцати трубах для каждой клавиши.
Предыдущая Следующая