Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
292
в
Италии, Германии, отчасти в Испании. Он писал фантазии для лютни, начиная их
имитациями, а затем переходя к колорированию верхнего голоса при меньшей
активности остальных. По своему складу его фантазии были, пожалуй, полифоничнее,
чем у итальянцев, и вместе с тем ближе к тематизму традиционной полифонии a cappella, чем у испанцев. Много места в его сборниках заняли
обработки многоголосных вокальных произведений: Жоскена Депре (мотет и chanson), Н. Гомберта (мотеты), Клеменса-не-Папы (мотеты),
Жанекена (chansons), Аркадельта, Вердело, Крекийона, Ришафора и ряда
других (по преимуществу французских) композиторов. Обработки эти достаточно
строги, но буквального следования за текстом оригиналов в них нет: композитор
широко пользуется «колорированием» мелодий, применяя именно лютневые
украшения, ускоряет или замедляет отдельные фрагменты, изменяя соотношения
между ними, и т. д. В сравнении с общим уровнем репертуара лютни сборники
Бакфарка очень серьезны: в них нет танцев, нет бытовых песенных форм — по
своему времени он скорее «академичен». Впрочем, на деле, вероятно, его успех
больше зависел от мастерства исполнения (быть может, и импровизации), даже от
манеры его игру, чем от самих его произведений, воспринимаемых вне всего этого.
В Англии и во Франции музыка для лютни, едва достигнув расцвета, как бы
передала свой опыт клавишным инструментам: вёрджинелю в Англии и клавесину во
Франции. Крупнейший английский лютнист Джон Дауленд работал бок о бок с
современными ему ранними вёрджинелистами. Лучшие лютнисты Франции, среди них
Дени Готье, действовали уже в XVII веке — и их
непосредственными наследниками оказались представители первого поколения
клавесинистов.
Между
ранними сведениями о появлении и применении пневматического органа в Западной
Европе (VII—IX века) и возникновением
первых, сохранившихся до наших дней памятников органной музыки (XV век) пролегает огромная историческая полоса. Можно
лишь предполагать, что на протяжении этого длительного времени роль органа в
церкви и позднее, в обстановке светского музицирования, хотя постепенно и
возрастала, но долго оставалась, так сказать, неотчленимой от других звучаний,
от церковного или иного репертуара, не рассчитанного специально на орган:
Известно, что в X веке уже возникали отдельные
попытки значительно усовершенствовать орган. Около 980 года в Винчестере был
построен лучший по тому времени инструмент — с двумя клавиатурами для двух
музыкантов, диапазоном в три октавы. Известно также, что в X—XI веках увеличилось
число труб органа, но вместе с тем величина клавиш и сила, необходимая для
нажима на них, не допускали игру пальцами: органист ударял по клавише кулаком
или локтем. В тех условиях церковный органист вряд ли
Предыдущая Следующая