Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
53 См.: Хрестоматия, № 44. На материале этого же романса
написана инструментальная романеска А. Мударры.
291
тальные
пьесы от сочинений для голоса с инструментом: все наиболее ценное и
своеобразное в этом искусстве неразрывно связано с глубоко оригинальной
испанской мелодикой, именно вокальной мелодикой в первую очередь — даже в
танцах, которые часто шли под песню.
В
каждой из национальных лютневых школ были в XVI веке свои достижения. В немецких сборниках, например,
интересны и обработки многоголосных светских и духовных вокальных произведений
у X. Нойзидлера, и самостоятельное освоение итальянского
бытового репертуара, и обилие танцев с тенденцией группировки их по парам
(иногда с замыкающей их частью). В польские лютневые сборники во второй
половине XVI века отчасти проникает
популярный репертуар из других стран (обработки мадригалов и chansons), но наиболее ценны в них «польские танцы»,
сохранившие свой яркий национальный облик у Войцеха Длугорая. Другой крупный
польский лютнист Якуб Рейс, как и Длугорай, создавал фантазии для лютни, а
кроме того, ему принадлежат прелюдии и куранта. Как видим, при всех естественных
различиях этих школ, общее русло, по которому они двигались, наметилось к
концу XVI века достаточно ясно.
По
масштабам дарования и по связям с различными европейскими странами выделяется
во второй половине XVI века значительная творческая
фигура Валентина Греффа Бакфарка. Он родился в 1507 году в Брассо (Кронштадт,
Зибенбюрген) и был венгром по происхождению (Грефф — фамилия его матери). Годы
его обучения музыке прошли, по-видимому, при дворе венгерского короля Яноша, а
позднее молодой музыкант находился на службе у него, пока король не умер в 1540
году. Затем, вероятно, Бакфарк побывал во Франции, а с 1549 года стал
придворным музыкантом польского короля Сигизмунда Августа II. С 1551 по 1554 год он с одним из своих меценатов
посетил Кенигсберг, Данциг, Вюттенберг, Аугсбург, Лион, был в Париже при дворе,
позднее в Риме, Венеции — и вернулся к польскому двору в Вильно. В 1553 году в
Лионе был опубликован сборник его пьес для лютни. К тому времени Бакфарк стал
уже прославленным композитором-лютнистом. В 1665 году новый сборник его произведений
вышел в Кракове. В 1566—1568 годы Бакфарк работал при дворе императора
Максимилиана II в Вене, после чего вернулся на
родину в Зибенбюрген. Наконец в 1571 году мы находим его в Италии, в Падуе. Там
Бакфарк и скончался от чумы в 1576 году. Пример жизни и деятельности Бакфарка
по-своему необыкновенно показателен. Талантливому лютнисту открывались пути к
королевским и императорскому дворам, он путешествовал со своими покровителями
по многим крупным музыкальным центрам, его произведения печатались в Лионе,
Кракове, Антверпене, его знали в Европе. Это свидетельствует не только о
всеобщем распространении лютни и лютневой музыки, но и о престиже ее мастеров.
Между тем Бакфарк в своем творчестве придерживался тех же родов композиции,
какие были характерны для его современников
Предыдущая Следующая