Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Во
многом очень интересны и произведения других испанских композиторов-виуэлистов.
Луис де Нарваэс уделял значительное внимание вариациям (называемым по-испански
«diferencias») на вокальные мелодии, причем пользовался различными
приемами варьирования. В одних случаях он удерживал вокальную партию как
остинатную, а динамизировал от начала к концу сопровождение на виуэле. В
других случаях, варьируя стильно испанское вильянсико «I la mi cinta doruda», он допускал в шести вариациях изменения и в
вокальной партии. Наконец, мы находим у него вариационную фантазию для одной
виуэлы на тему романса «Guardame las vacas» («Стереги моих
коров») 53. У Алонсо Мударры наиболее примечательны вильянсикос и
романсы под виуэлу — по национальной почвенности их мелодий и оригинальности
ритмов. Приведем в этой связи мелодию одного из романсов, который посвящен
историческому событию — борьбе с маврами за Гренаду. В тексте речь идет о
празднестве мавров на лугу перед городом. Мелодия романса несколько архаична,
глубоко своеобразна, ритмически остра (пример 114). Очень колоритна по-своему и
вилланеска Ф. Гуерреро в обработке Эстебана Дасы: в оригинале она была
четырехголосной, композитор-виуэлист придал ей иное изложение — для голоса соло
с аккордовым сопровождением инструмента. Своеобразие ее мелодики проявилось в
этой обработке еще ярче (пример 115).
Относительно немного в испанских сборниках помещено танцев. В основном это
павана и гальярда. Среди произведений Энрикеса де Вальдеррабано имеются паваны
с вариациями. Одна из них названа «Королевской паваной». Этот
композитор-виуэлист был известен именно своими вариациями: на популярный тогда
романс «Граф Кларос» он создал их сто двадцать.
Итак,
фантазии и тьентос для виуэлы, разнообразные обработки духовных произведений,
романсов, chansons, реже мадригалов для одной
виуэлы, порой для двух, для голоса (или голосов) с виуэлой, сочинение
вильянсикос, романсов, сонетов с сопровождением виуэлы, вариации на
собственные темы для голоса с виуэлой и для одной виуэлы, наконец, танцы и
вариации на них — все это составляло обширный репертуар испанских
композиторов-виуэлистов. Невозможно отделить в нем собственно инструмен-
Предыдущая Следующая