Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
По
всей вероятности, лишь немногие сочинения и обработки Паумана вошли в его
названный труд: из множества его сочинений и импровизаций далеко не все,
разумеется, сохранились — сам-то он ничего записать не мог. Однако и те два
десятка его пьес, которые содержатся в «Fundamentum organisandi», достаточно показательны для композитора-исполнителя.
Среди них есть произведения прелюдийного типа, стройные, выдержанные каждое
в одной манере, по преимуществу двухголосные, гармонически ясные, возможные
лишь на инструменте, что очень важно. Наиболее интересны у Паумана органные
обработки песен. Их оригиналы записаны в Лохаймской песенной книге, «собранной»
в том же XV веке. Пауман обрабатывает
мелодии популярных в его время народно-бытовых немецких песен, отчасти следуя
традициям вокальной полифонии a cappella и
одновременно как бы находя пальцами на мануале органа нужные ему звучания,
чтобы «колорировать» мелодию и сопроводить ее гармоническими созвучиями. Эти
«парафразы» на песенную мелодику отчасти приобретают облик поэтической
импровизации (таков в них мелодико-ритмический склад), что придает им большое
художественное обаяние (пример 116
— мелодия песни свободно использована в басу). Вместе с тем по характеру
мелодического движения, по координации верхнего голоса с «сопровождающими», как
и по частностям стилистики, пьесы Паумана явно принадлежат той же эпохе, что и
произведения итальянцев после Ars nova, даже,
295
быть
может, наименее сложные опусы Данстейбла и раннего Дюфаи. Отличия, впрочем,
тоже немаловажны: Пауман не строго полифоничен, он сочиняет именно для органа.
Однако лирическая непринужденность, нестереотипность его мелодики, ее легкие
синкопы, ее частые итальянские каденции, а также явления фобурдона в движении
голосов параллельными секстаккордами — все это сближает его стиль со стилем
полифонистов на первом этапе его развития, примерно в середине XV века.
С личностью
Конрада Паумана, с его творческим наследием, быть может, с его кругом связан
другой очень крупный памятник немецкого органного искусства — так называемая
«Бухсхаймская органная книга» («Buxheimer Orgelbuch»), как полагают, 1460—1470-х годов и южнонемецкого происхождения (из
картезианского монастыря Buxheim-an-der Iller). В трех больших
частях этого собрания находится более двухсот пятидесяти нотных записей: в
большинстве это обработки для органа песен и духовных сочинений, но отчасти во
второй и главным образом в третьей части есть и примеры упражнений или особых
приемов изложения на органе, каденций в различных ладах, концовок с
характерными пассажами и т. д. Третья часть обозначена, как и у Паумана, — «Fundamentum
organisandi». Во второй же части есть
монограмма его (М. С. Р. — то есть магистр Конрад Пауман) и образцы его
сочинений. По общему стилю музыки вся «Бухсхаймская органная книга» близка
произведениям Паумана, но представляет как бы дальнейшее развитие, словно
расширение того, что было уже сделано им к 1452 году. Помимо немецких песен для
обработки здесь заимствуются популярные тогда темы духовных песнопений («О florens rosa»), французских chansons («Se la face ay pale»), песен на итальянские темы («О rosa bella»), которые не раз служили источниками тематизма у
полифонистов нидерландской школы. Более развернутыми предстают теперь чисто
инструментальные преамбулы. Расширяются и формы других пьес, обогащается их
изложение — за счет характерно-органных пассажей и смены фактур. Но при всем
том стиль Паумана остается основой и этого сборника. Даже характерные
итальянские каденции («каденции Ландини») здесь так же часты, как и у него.
Предыдущая Следующая