Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
После
Паумана, в конце XV и особенно в первой трети XVI века органная музыка в Германии развивалась очень интенсивно.
Наряду со значительным количеством новых произведений продолжали появляться и
методике-теоретические труды, связанные со спецификой игры на органе и приемами
органного письма. Важную роль в подготовке целого поколения немецких
композиторов-органистов выполнил австрийский органист Пауль Хофхаймер
(1459—1537), создавший, в сущности, свою школу. Сам он был и исполнителем и
композитором и даже участвовал в строительстве органов. Музыке обучался в
юности у своего отца и у зальцбургского придворного органиста Якоба фон Грац. С
1480 года служил при дворе эрцгерцога Зигмунда Тирольского камерорганистом.
Помимо других произведений создавал полифонические
296
обработки
светских и духовных произведений для органа. В сравнении с пьесами Паумана это
уже музыка совсем иного склада, иных масштабов. Обычная тогда запись для органа
на трех строках как нельзя лучше показывает сложное сочетание у Хофхаймера
самостоятельных, развитых, широких мелодических линий, контрастную полифонию
его обработок. Впрочем, сами эти линии были бы невозможны в вокальных
произведениях строгого стиля: мелодика в органных обработках носит специфически
инструментальный характер по диапазону, интервалике, выбору пассажей и
украшений.
За
Хофхаймером двинулись в развитии органного письма и его ученики: Конрад Бруман,
Ханс Коттер из Эльзаса, Ханс Бухнер и другие мастера, работавшие в первой
половине XVI века. Они не оставляют в
принципе области обработок вокальных мелодий для органа, создают также
прелюдии или фантазии. Бухнер в своей методико-теоретической работе «Fundamentum sive ratio vera quae
docet» дает, например, рекомендации для
инструментальной обработки григорианских мелодий. Из этих рекомендаций и еще
более из композиторской практики органистов его поколения видно, что органная
музыка уже проникается традициями полифонии строгого стиля и в этом смысле
сближается с ее классическими образцами. Однако приобретая полифоническую
технику и как бы входя в общее русло высокого музыкального профессионализма,
господствовавшего в большинстве западноевропейских стран, немецкие органисты
несомненно утрачивают ту свежесть мелодического чувства, то своеобразие раннего
многоголосия, какие отличали музыку Конрада Паумана.
Предыдущая Следующая