Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В XVI веке органное искусство находится на подъеме, о чем
свидетельствуют деятельность композиторов-органистов в Испании, Италии,
Франции, Англии и ряде других западноевропейских стран, а также появление
теоретических работ, посвященных вопросам исполнительства и композиции. Судя
по всему этому, в XV и особенно в XVI столетиях постепенно сложились в различных творческих
школах основы мастерства органиста, принципы отбора произведений для обработок,
приемы колорирования мелодий, определенные типы «украшений», особая пассажная
техника, методы импровизации и даже «спартирования», то есть сведения вокальных
полифонических сочинений в партитуру при исполнении их на органе (вместо игры
по партиям). Такого рода профессиональная премудрость требовала упорного труда
и передавалась от поколения к поколению мастеров. Испанский теоретик Хуан
Бермудо утверждал в середине столетия, что не знает органиста, который обучался
бы своему искусству менее двадцати лет.
И
все же только во второй половине XVI века
органный репертуар более смело пополняется собственно
инструментальными.пьесами (ричеркарами, канцонами, токкатами), хотя частично и
зависящими от полифонических вокальных форм (канцоны, ричеркары), но не
связанными с прямыми обработками вокальных оригиналов. Однако обработки еще
долго составляют важную часть
297
репертуара.
Тот же Бермудо советует перекладывать для органа сочинения Жоскена Депре,
Вилларта, Моралеса, Гомберта после того, как органист испытает свои силы в
более легких задачах, перекладывая вильянсикос Хуана Васкеса. Таким образом,
принцип прямой опоры на чужой оригинал еще остается в силе как у лютнистов,
так и у органистов XVI века.
Наряду
со многими произведениями немецких органистов, с выходом небольших «Органных
книг» в Париже у Аттеньяна, на первый план выдвигаются в XVI веке сначала испанская творческая школа, а затем
наиболее сильная и влиятельная итальянская, представленная главным образом
венецианскими мастерами.
Органная
школа в Испании, как и другие музыкальные течения в этой стране, отличалась
творческой силой и самобытностью при большой серьезности и какой-то строгой
сосредоточенности ее мастеров — независимо даже от избираемой тематики
(духовной, песенной и т. п.). Вместе с тем многое роднило в этом смысле
композиторов-органистов с современными им испанскими виуэлистами, например
особое искусство вариаций, выбор определенного круга произведений для
обработок. Разумеется, чисто инструментальные композиции испанцев для органа
отличались большей широтой, чем у виуэлистов: это относится к тьентос, к
фантазиям. Расцвет испанского органного искусства совпал в XVI веке с начальным развитием клавирной музыки, с ее
первыми шагами. На примере крупнейшего инструментального композитора Испании
того времени Антонио де Кабесона явственно выступают непосредственные признаки
связи между органными и клавирными композициями.
Предыдущая Следующая