Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Кабесон
родился в 1510 году, обучался музыке у церковного органиста в Паленсии, затем
там же работал в капелле архиепископа, позднее находился на службе при дворе
Карла V в Мадриде и, наконец, был камермузыкантом в капелле
Филиппа II, сопровождая которого побывал в Италии, Германии,
Фландрии и Англии. Далеко не все произведения Кабесона сохранились. Вероятно,
многие из них остались известными лишь в авторском исполнении, но даже не были
записаны. Этому помешала не только постоянная занятость композитора при
королевском дворе, но и его врожденная слепота. Лишь после смерти Кабесона (он
скончался в 1566 году в Мадриде) его сын, тоже придворный музыкант, собрал и
издал пьесы отца под общим названием «Музыкальные произведения для клавишных,
арфы и виуэлы» (Мадрид, 1578). Будучи превосходным органистом и клавиристом,
возможно также виуэлистом, Кабесон создавал музыку, как видим, для органа, клавира,
арфы и виуэлы — в отличие от многих его современников, выделявших в творчестве
один какой-либо инструмент (чаще всего именно виуэлу). Во всяком случае, он не
строго разграничивал клавишные инструменты, и большинство его произведений
написано для органа или клавира. Возможно, что при исполнении на виуэле они
требовали на практике каких-либо фактурных вариантов. Но само по себе
обращение композитора ко всем этим
298
инструментам
— к органу с его большой церковной традицией, к клавиру, еще молодому
инструменту чисто светского круга, к виуэле с ее большей близостью к быту —
оказалось несомненно плодотворным для трактовки инструментальных жанров, для их
тематизма и формообразования. По существу, в творчестве Кабесона во многом
синтезировались достижения испанской инструментальной музыки в целом.
Очень
охотно создавал Кабесон обработки вокальных произведений — мотетов (в
частности, Жоскена Депре), церковных напевов, различных песен (чаще
испанских), а также обрабатывал танцы (испанские, итальянские). В смысле
тематизма он свободно пользовался, как и лучшие виуэлисты, широким кругом
мелодических источников. Но сами методы обработок стали у него более
совершенными, как свидетельствуют его мастерские вариации (diferencias), достаточно многообразные по стилю изложения и в то
же время цельные по общему замыслу55. Притом композитор словно сохраняет художественную
выдержку: динамизируя фактуру клавишного инструмента, он не переходит граней
содержательности варьирования ради виртуозного блеска. Тему же вариаций (будь
то духовный напев, песня, танец, «фобурдон») он склонен излагать строго, скорее
сдержанно, чем «колорированно». Многочисленные тьентос Кабесона должны,
казалось, соответствовать итальянским токкатам; термин, во всяком случае, один
и тот же на разных языках: tiento
по-испански — ощупывание, осязание, удар, toccare по-итальянски — трогать, касаться, щупать. Но на деле
художественное понимание термина в Италии и Испании разное. Тьенто нельзя
называть по аналогии с токкатой импровизационной пьесой для клавишного
инструмента. У Кабесона тьентос — полифонические, чисто инструментальные
произведения, в которых имитационный склад важен, но не строго выдержан, а
общий характер серьезен, спокоен при чередовании активного движения того или
иного из голосов и почти хорального склада четырехголосия.
Предыдущая Следующая