Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Естественнее
всего представить тьентос испанского мастера на органе, тогда как его вариации
на песни, надо полагать, предназначены скорее для клавира или виуэлы. Впрочем,
это ведь не обозначено автором.
Творческое
наследие Кабесона было очень значительным для Испании. Его современник Луис
Венегас де Энестроза при жизни Кабесона выпустил сборник своих произведений,
предназначенных тоже «для клавишных, арфы и виуэлы» (1557). По-видимому, это
сближение разных инструментов в их репертуаре становилось знамением времени. У
Кабесона было много учеников. Названный сборник его произведений составлен
таким образом, что пьесы расположены по степени их трудности для исполнителей:
вероятно, он преследовал и инструктивные цели. Возможно, что учеником
55 Образцы произведений А. де Кабесона см.: Хрестоматия,
№ 45, а также: Кабесон А. Избранные клавирные сочинения. М., 1980.
299
Кабесона
был крупный испанский органист Томас де Санкта Мария, автор теоретической
работы «Искусство играть фантазию» (1565).
В
истории или, вернее, предыстории итальянского органного искусства заслуживает внимания
одна из ранних дат: 1540 год, когда был издан в Венеции сборник «Новая музыка
для пения и игры на органе и других инструментах, сочиненная различными
превосходнейшими музыкантами». В него входят ричеркары А. Вилларта, Джулио да
Модена, Н. Бенуа, Джироламо Парабоско, Джироламо да Болонья, Габриеля Косте.
Как видно из названия сборника, он не имеет строго инструментального
назначения. И в самом деле, содержащиеся в нем пьесы могли бы исполняться хором
или ансамблем, как многие полифонические произведения a cappella. Тем не менее это не только вокальные сочинения — и
потому для своего времени они справедливо обозначены «Musica nova».
В
дальнейшем пьесы «для пения и игры» неоднократно возникали у крупных
органистов, которые, заметим кстати, чаще всего были и авторами полифонических
вокальных сочинений строгого стиля.
Если
в первой половине XVI века у итальянских мастеров и
нидерландцев, работавших в Италии (М. А. Каваццони, Я.Фолиано, Дж. Парабоско,
А. Вилларт, Я. Буус), появлялись в небольшом количестве ричеркары и другие
пьесы для органа, то позднее, Особенно же в последней четверти столетия,
венецианские композиторы-органисты общими усилиями создали уже значительный
репертуар для своего инструмента. В большинстве они работали в соборе св.
Марка: органистами там были, как мы уже знаем, Андреа и Джованни Габриели, а
также Джозеффо Гуами, Винченцо Белль Хавер, Клаудио Меруло. Живой и горячий
интерес -венецианской творческой школы к новым тембровым краскам, к широкому
использованию инструментальных звучаний в крупных музыкальных формах,
по-видимому, проявился также и в участившихся обращениях к органу.
Предыдущая Следующая