Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
жанрам органной музыки на том этапе ее развития относятся у венецианцев
ричеркар, канцона, фантазия, токката. Абсолютно четких граней между тремя первыми
формами нет, во многом смыкаются между собой ричеркар и канцона, отчасти — по
имитационности изложения — примыкает к ним и фантазия. Токката же стоит
особняком как по специфичности чисто инструментального изложения, так и по
импровизационной его манере. Следы прямой связи с полифонической вокальной
композицией, с ее тематизмом, с характером развертывания партий и их диапазоном
отчетливее всего видны в канцоне, само название которой указывает на вокальный
«первоисточник».
«Ранние
инструментальные канцоны — это, вероятно, простые переложения вокальных
произведений, — пишет Вл. В. Протопопов, — несущие в себе их особенности, и
прежде всего — сквозной характер музыкальной формы, продвигающейся по мере
раз-
300
вертывания
текста» 56. Канцоны венецианцев для органа бывали и однотемными, и
многотемными, причем введение новых тем совершалось по принципу мотета (где оно
объяснялось движением словесного текста). Тематизм канцон на первых порах был
так же мало индивидуализирован, как в вокальных произведениях строгого стиля.
Немало органных канцон было написано, к примеру, на гексахорд ut, re, mi, fa, sol, la в ровном
движении. Основной художественный смысл канцоны или ричеркара еще не заключался
в значительности их тематизма: важнее всего в композиции была ее тематическая
цельность (при однотемности) или тематическая выдержанность разделов (при
многотемности) и, конечно, ее инструментальное звучание. Как ни близка,
например, однотемная канцона Дж. Габриели к вокальному полифоническому произведению
по тематизму и принципам голосоведения, инструментальны в ней —
строготематическая концентрация и выгодный для инструмента характер пассажей,
выдержанный с начала до конца произведения — за исключением быстрой пассажной
каденции в 69-м такте (в канцоне всего 70 тактов).
Сопоставляя
эту канцону Дж. Габриели с его ричеркаром на ту же тему, мы убеждаемся в том,
что для ричеркара композитор избирает более широкую форму (за счет интермедий
между проведениями темы) и несколько более развитое инструментальное
изложение. Смысл термина так или иначе связан с понятием исканий: ricercare по-итальянски — искать, ricercato — изысканный. В своем тематизме ричеркар мог,
опираться на вокальные мелодии, их фрагменты, ячейки — тематические зерна,
которые служили как бы импульсом к дальнейшему развертыванию формы.
Формообразование же было связано с имитационной экспозицией, с фугированной ее
формой, с дальнейшими проведениями темы в основном виде, в увеличении, в
уменьшении, в обращении и т. д., в стреттах. Между проведениями темы намечались
незначительные интермедии, порою интонационно связанные с ней. Такая
структура, в общих чертах сходная в однотемных ричеркаре и канцоне, издалека
предшествовала будущей фуге. Советский исследователь справедливо усматривает в
некоторых фактурных особенностях ричеркаров следы характерно-хоровых
контрастов, обычных для Окегема, Жоскена и вообще мастеров полифонии строгого
стиля. Это выражается, например, в противопоставлении пары верхних — и пары
нижних голосов в органном изложении, что так часто бывало в хоровом
многоголосии 57. На органе эти тембровые эффекты получали свое
звучание.
Предыдущая Следующая