Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Любопытно,
что это практическое новшество вызвало на первых порах серьезные возражения со
стороны авторитетных музыкантов, как бы защищавших профессиональную честь
мастера
58 Трактат Дируты посвящен зибенбюргскому князю
Сигизмунду Баторию. Отсюда можно заключить, что автор трактата был лично связан
с Трансильванией.
303
игры
на органе. Выдающийся испанский теоретик Хуан Бермудо в своем трактате
«Разъяснение музыкальных инструментов» (1555), в основе которого лежат общие
прогрессивные воззрения на предмет 59, обстоятельно высказался о возможностях органиста в
связи с переложениями вокального многоголосия. Он утверждал, что истинный
профессионал должен, конечно, исполнять полифонические вокальные произведения
по партиям певческой книги, как бы это ни было трудно: на то он и владеет
мастерством. По партитуре с тактовыми чертами (Бермудо считает проведение их
варварством) может играть лишь малосведущий органист. Что же до табулатуры (цифровой
или буквенной записи специально для органа), то играть по ней пристало только
дилетанту.
Однако
вопреки этим ригористическим профессиональным установкам (они понятны у
музыкантов, воспитанных в большой полифонической традиции), партитурам все-таки
принадлежало будущее. Дело в том, что в игре органиста по партиям были не
только свои трудности, но и свои слабости: техническая сложность сведения
многих партий (их могло быть до восьми — двенадцати . и более) грозила
заслонить важнейшую художественную задачу, сопряженную с охватом целого. К
концу XVI века появились наконец первые издания партитур
многоголосных сочинений. Первоначально, впрочем, это были лишь переложения
вокальных произведений для игры: в 1577 году в Италии был издан в партитуре
сборник четырехголосных мадригалов Киприана да Pope «для исполнения на клавишных инструментах». И лишь
позднее, мадригалы Джезуальдо публиковались уже в полных партитурах.
В
дальнейшем практика органистов как мастеров переложения привела их к еще
большему упрощению своих задач. Вскоре после первых партитур появились издания
одних басов для органа, по которым огранисты должны были исполнять
многоголосные произведения. Басы не были вначале даже цифрованы: считалось,
что цифровка удорожает издание, органистам же правила композиции известны, и
они могут проставить цифры от руки. Так они на деле и поступали, сводя
фактически партитуру к простой гармонической цифровке. Что же представляли
собой в итоге эти басы, извлеченные из многоголосных вокальных произведений?
То были реальные басы: не одна лишь партия нижнего голоса, а самые
низкие звуки партитуры, которые могли находиться в любой партии, вплоть до
сопрано, если ниже его не звучал ни один голос. При цифровке такого баса
обозначались лишь гармонические созвучия, была ясна вертикаль, но само по себе
голосоведение предоставлялось на волю опытного органиста. А это означало
преимущественный интерес к гармонии — и, как бы то ни было, пренебрежение к
полифонии.
Предыдущая Следующая