Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
305
как
уже упоминалось, еще около 1480 года изображен ансамбль (или малый оркестр) из
десяти различных (струнных — смычковых и щипковых — духовых и портатива)
инструментов.
Много
раньше Ян ван Эйк написал (в полиптихе Гентского алтаря) группу ангелов,
играющих на позитиве, арфе и фидели. При церковных процессиях в Падуе звучали
лиры, виолы и виолоне. Джованни Беллини изобразил на площади св. Марка ансамбль
из цинков (рогов), тромбонов, виолы да браччо, лютен. Два или три инструмента в
домашней или иной интимной обстановке, в интерьере или на открытом воздухе
можно видеть на многих полотнах живописцев (классический пример — «Концерт»
Джорджоне). Известно, что предпочтение духовым инструментам отдавалось на
севере Европы (традиция городских трубачей), струнные же особо культивировались
в Италии. Целые коллекции инструментов были собраны при дворе Медичи во
Флоренции, при дворе д'Эсте в Ферраре. К середине XVI века в Италии наряду с известными органистами,
лютнистами, виолистами и певцами выдвинулись и имена виртуозов на духовых инструментах:
Антонио дель Корнето, тромбонист Дзахарие да Болонья и другие. В составе
инструментальной капеллы герцога Бургундского находились арфисты, трубачи и
другие исполнители на духовых инструментах, виелисты, лютнисты, органисты. Еще
более обширной по составу инструментов всех родов была капелла д'Эсте в
Ферраре. Различались в быту музыкальные ансамбли по своему назначению. Так, на
гравюрах начала XVII века «Танец в обществе» идет
под ансамбль из двух виол да браччо, виолы да гамба и лютни, а «Крестьянский
танец» — под ансамбль деревянных духовых (шалмен и поммеры).
Однако
музыкальные произведения, написанные для определенных ансамблей, почти
полностью отсутствуют в ту эпоху. Репертуар ансамблей, по-видимому, смыкается в
одних случаях с репертуаром лютни (танцы, обработки песен), в других — с
репертуаром органа (появляются ричеркары для ансамблей без указания
инструментов), в третьих — даже с большим кругом вокальных произведений
(мотеты, фроттолы, вилланеллы, chansons,
мадригалы). Известно, что сплошь и рядом мадригалы, например, исполнялись не
только при участии инструментов, но и одними инструментами. Порой составы этих
инструментальных ансамблей оказывались достаточно своеобразными, чтоб не сказать
больше. Так, например, сохранилась рукопись 1579 года, в которой мадригалы
Орландо Лассо переложены таким образом: шестиголосный мадригал «Guardamo almo pastore» — для двух тромбонов и цинка, семиголосный «Occhi perce'si lieti» — для
пяти тромбонов и двух цинков, шестиголосный «Poi che'l camin» — для трех тромбонов, двух поммеров и одного цинка и
т. д. Разумеется, существовали переложения и для более «камерных» ансамблей с
участием виол, лютен и клавишного инструмента. Но все это были переложения, а
не оригинальные пьесы. Ричеркары для нескольких инструментов (без более точных
указаний) известны
Предыдущая Следующая