Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
306
ранее
канцон, например, по изданию «Musica nova»
(1540). Современные исследователи утверждают, что старейшая из известных
канцон для инструментального ансамбля относится к 1572 году и вошла в пятую
книгу пятиголосных мадригалов Вичентино 60. В 1579 году была
опубликована «Arie di Canzon francese per sonare» во
второй книге четырехголосных мадригалов М. Индженьери. И та и другая канцоны не
имеют каких-либо специфических отличий от широко известных канцон для органа и
являются как бы инструментальным вариантом вокально-полифонической формы.
В
большинстве своем музыкально-теоретические трактаты эпохи Возрождения излагают,
разъясняют или разрабатывают учение о ладах. Сама эволюция ладогармонического
мышления в музыкальном искусстве, нередко обгоняющая теорию, вне сомнений,
постоянно побуждала к этому. И неудивительно, что на исходе XVI века, когда старая ладовая система уже испытывала
серьезный кризис, а в многоголосном складе все острее ощущалась гармоническая
подоснова («вертикаль»),— музыкальная теория смогла обобщить опыт творчества и
наблюдения науки, придя к важным и весьма перспективным выводам. Заслуга эта принадлежит
крупнейшему итальянскому теоретику Джозеффо Царлино (1517—1590), который
завершает в своей области эпоху Возрождения и открывает путь для дальнейшего
движения теоретической (и творческой) мысли.
Всей
своей деятельностью Царлино — музыкальный ученый, композитор, исполнитель— был
связан с венецианской школой. Еще совсем молодым, с 1541 года он обосновался в
Венеции, совершенствовался в музыке под руководством Вилларта, с 1565 года
стал капельмейстером в соборе св. Марка, публиковал с 1558 года свои
теоретические труды. Широко образованный человек, владелец лучшей библиотеки в
Венеции, Царлино встречался с самыми выдающимися художниками своего времени,
будучи членом академии «della Fama» вместе
с Тицианом и Тинторетто (в доме которого тоже общался с большим кругом вхожих
туда людей искусства). Дружба с Тинторетто, как и постоянные ссылки на
авторитет Вилларта, побуждают думать, что Царлино умел ценить в искусстве XVI века эмоциональную силу, энергию и драматизм
выражения, смелый колорит. В свою очередь современники по достоинству ценили
Царлино как весьма авторитетного музыканта и музыкального ученого. Его слава в
большой мере затмила более скромную известность предшественников. Вступление в ор-
Предыдущая Следующая