Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
60 См. в кн.: Kämper D. Studien zur
instrumentalen Ensemblemusik des 16. Jahrhunderts in Italien. Köln, Wien, 1970.
307
ден
францисканцев нимало не отвлекло ученого монаха от разработки широкой области
музыкальной теории в духе гуманизма.
Теоретические
трактаты Царлино носят названия «Istituzioni harmoniche» (буквально «Установления гармонии», по существу вернее — «Основы
гармонии», 1558) и «Demostrazioni harmoniche» (буквально «Доказательства гармонии», вернее —
«Исследования», или «Обоснования», 1571). Центральной проблемой этих трудов
является учение о ладах, неразрывно связанное для Царлино с проблемами гармонии
и в то же время подчиненное у него определенной системе эстетических взглядов,
сложившейся в традициях Возрождения. По мнению Царлино, правильно судить об
искусстве может лишь тот, кто сведущ в теории и вместе с тем владеет практикой
искусства, а также внутренне независим от привходящих соображений о
национальности, известном имени или служебном положении художника. Оценивая
современное ему состояние музыкального искусства, Царлино неоднократно ссылается
на высокий пример античности, признавая при этом, что еще в недавнее время
музыка находилась в упадке. Эта склонность апеллировать к античным образцам и
пренебрежительно судить о музыке средневековья (что всецело характерно и для
Глареана) — типично, возрожденческая позиция.
Первостепенную
роль музыки Царлино видит в ее возможностях воздействовать на душу человека,
пробуждать определенные эмоции. Большое значение он придает в этом слову,
поэтическому тексту, настаивая на том, что музыка должна соответствовать смыслу
слов, усиливать его своими выразительными средствами. Любопытно, что самым
приятным пением он (как и многие в XVI веке)
находит одноголосное пение под лютню, самым естественным складом многоголосия —
четырехголосный, а самым совершенным хоровым изложением ему представляется
одновременное произнесение слов во всех голосах (то есть не сложная полифония,
а скорее хоральный склад, аккордика).
Среди
выразительных средств музыкального искусства главными для соответствия смыслу
слов (в вокальной музыке) Царлино называет мелодию, гармонию и ритм. «И пусть
каждый стремится, — пишет он,— по мере возможности сопровождать так каждое
слово, чтобы там, где оно содержит резкость, суровость, жестокость, горечь и
тому подобные вещи, и гармония была бы соответственная, то есть более суровая и
жесткая, однако не оскорбляя при этом слуха. Точно так же, когда какое-нибудь
слово выражает жалобу, боль, горе, вздохи, слезы и т. п., пусть и гармония
будет полна печали...» 61 В веселых пьесах необходимы веселые
гармонии и оживленные ритмы. Что же именно, по мнению Царлино, определяет тот
или иной характер гармонии? Все разнообразие и совершенство гармонии зависит,
как он полагает, от различия в положении терции в трезвучии: если большая
Предыдущая Следующая