Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
61 Царлино Дж. Установление гармонии. — Цит. по кн:
Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 496.
308
(maggiore) терция помещается внизу, то гармония делается
«оживленной», если же внизу находится малая (minore) терция, а большая вверху — гармония становится
«печальной». Это признание основных эмоциональных полюсов гармонии, вместе с
характеристиками мажорного и минорного звукорядов, и составляет у Царлино ядро
его учения о ладах. Акустически обосновывая мажорное трезвучие как
«совершенную гармонию», он ссылается, вопреки традиции, не на квинтовый
пифагорейский, а на терцо-квинтовый чистый строй и вводит большую терцию (давно
вошедшую в практику) в ряд консонансов.
Независимо
даже от хода рассуждений Царлино, само признание мажорного трезвучия и
сопоставление его по контрасту с минорным уже знаменовало победу нового
гармонического мышления. Важно, что это осознание гармонических
закономерностей было одновременно и выявлением новых ладовых тенденций в
искусстве и в теории музыки. Мажор и минор как главные и вместе с тем наиболее
контрастные друг другу по своему эмоциональному характеру лады, по существу,
уже выделились на практике среди множества церковных ладов, что привело в
конечном счете к замене модальной системы новой мажоро-минорной. Однако это
случилось не сразу. Ведущую тенденцию эпохи Царлино уловил и сформулировал
верно, но прошло еще много времени, пока модальная система совсем изжила себя:
в XVII веке, например, отчасти и дальше, старинные лады еще применялись
на практике, хотя господствующее значение принадлежало новым ладам 62.
Далеко
не всегда музыкально-теоретическая мысль эпохи улавливает и определяет ведущие
тенденции и главные закономерности современного ей искусства. Историческое
положение Царлино на рубеже двух музыкальных эпох способствовало тому, что он
сумел разглядеть самое существенное в развитии ладогармонических основ
музыкального искусства в прошлом и уловить в нем главные процессы, которым
принадлежало будущее.
Точно
так же само музыкальное искусство Западной Европы к исходу XVI века стояло на рубеже двух эпох. Если в различных
странах оно развивалось не вполне равномерно, со значительными местными и
национальными особенностями, то все же в целом оно двигалось в русле
Возрождения. В итоге этого длительного, не лишенного противоречий процесса
происходило завершение того, что возникло и развивалось с XIV—XV веков, и
зарождение, даже укрепление того, что станет развиваться в будущем.
Предыдущая Следующая