Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так,
несомненно, завершилось многозначительное, долгое и широкое развитие полифонии
строгого стиля, которая пришла к совершенству, повлияла на самые различные
творческие направле-
62 См. об этом: Баранова Т. Переход от средневековой
ладовой системы к мажору н минору в музыкальной теории XVI—XVII веков. — В кн:. Из истории зарубежной музыки, вып. 4,
М., 1980, с 6—27.
309
ния
и как бы разлилась бесчисленными потоками по странам Западной Европы. В
творчестве Палестрины она достигла вершин классики, полностью выявила
возможности целеустремленного тематического развития как основы единства
композиции. В искусстве Орландо Лассо она породила словно изнутри самой себя
новые явления, новый тематизм, новую жанровую широту, новые национальные
связи. В творчестве ряда мадригалистов, особенно Джезуальдо, она утратила
именно строгий стиль, обретя индивидуальную экспрессию и новую
стилистику. В венецианской школе строгий стиль тоже перестал быть строгим по
многим причинам и прежде всего в связи с широкими и смелыми колористическими
исканиями. Все это означало не только нарушение строгого стиля, но,
разумеется, перерождение той образности, какая господствовала в полифонических
вокальных произведениях a cappella от
Окегема до Палестрины. Вместе с тем традиции полифонистов эпохи Возрождения не
отошли в прошлое, не иссякли как таковые: в преображенном виде они продолжали
свой путь и дальше. Не были забыты и полифонические формы, складывавшиеся в XV—XVI веках: от
них пошли линии к классической фуге и старинной циклической сонате.
Новые
явления и процессы, не получившие своего завершения в рамках эпохи, возникали
по преимуществу в области светского музыкального искусства. Ими отмечена пора
итальянского Ars nova. К ним относятся зарождение и подъем светских
музыкальных жанров — французской chanson,
немецкой Lied, итальянского мадригала. С
новым ренессансным мировосприятием сопряжены расцвет и широкая популярность
музыки, близкой народно-бытовым формам: фроттолы, вилланеллы, вильянсико, песен
под лютню и виуэлу, бесчисленных танцев, лютневых пьес, простых образцов театральной
музыки. Даже воздействие народной песни на протестантский хорал или значение
гуситских песен для чешской музыкальной традиции были в полной мере знамением
своей эпохи. Многие из названных жанров и форм светского искусства отнюдь не
порывали с полифоническим письмом. Но полифония строгого стиля для них не очень
характерна. Что же касается искусства, близкого быту, то оно было по
преимуществу гомофонным. Само по себе выдвижение инструментальной музыки, хотя
сперва и в ограниченных рамках, знаменовало первые победы музыкального начала
вне прямой зависимости от слова (косвенная зависимость сохранялась), открывало
путь к далекому будущему. И все это несло с собой новый тематизм, новую
образность.
Предыдущая Следующая