Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Итак,
для музыкального искусства Ренессанс — этот «величайший прогрессивный
переворот» — отнюдь не был замкнутой эпохой: достигнутые тогда вершины не
заслонили новых перспектив.
XVII век — бесспорно одна из интереснейших эпох в истории
музыкального искусства. Строго говоря, ее границы не вполне совпадают с рамками
собственно столетия, поскольку она простирается между эпохой Возрождения и
эпохой Просвещения в Европе и, тем самым, отчасти захватывает конец XVI и начало XVIII
века.
Художественная
культура XVII века представлена многими блестящими именами, среди
которых Шекспир и Мильтон, Сервантес и Лопе де Вега, Корнель, Расин и Мольер,
Караваджо, Бернини, Пуссен, Веласкес, Рубенс, Рембрандт. И все же творческие
достижения современных им представителей музыкального искусства Монтеверди и
Фрескобальди, Люлли и Куперенов, Шюца и Пёрселла нисколько не меркнут перед
величием литературы и изобразительных искусств. Можно утверждать даже, что
музыка в XVII столетии двигалась вперед с
наибольшим напряжением и прошла от XVI к XVIII веку особенно большой путь. Она ведь получила от
эпохи Возрождения прекрасное, но все же не столь богатое наследие, как,
например, живопись и скульптура; ей предстояло многое преодолеть и многое
завоевать, в эволюции светских музыкальных жанров с характерными для них
системой образов, тематикой и особенностями формообразования. XVII век стал временем неустанных творческих исканий,
новых композиторских решений, порой настоящих открытий, поразительных по их
непредсказуемости.
Во
всех областях художественного творчества так или иначе выражалось тогда высокое
духовное напряжение, характерное для. эпохи в целом. Его обусловили многие
исторические причины.
Весьма
ощутимой в XVII столетии становилась
неравномерность в развитии различных стран Западной Европы, которая, в свою
очередь, по-разному влияла на судьбы литературы — или изобразительных искусств
— или музыки. Италия, ослабевшая к
311
этому
времени политически и экономически, мучительно переживала кризис ренессансного
гуманизма в новых исторических условиях. Углублялась внутренняя разрозненность
страны, большая часть которой находилась в порабощении у Испании, выступали
местные симптомы рефеодализации, действовала католическая реакция. Иной
складывалась историческая обстановка во Франции,- где в процессе поисков
временного социального равновесия восторжествовал «классический» абсолютизм с
его центростремительными тенденциями. Трагическим безвременьем обернулся едва
ли не весь XVII век для Германии:
изнурительные бедствия Тридцатилетней войны (1618—1648) усугубили
раздробленность, нищету, экономическую, политическую и духовную отсталость. В
Англии была, как известно, осуществлена буржуазная революция, тесно связанная,
однако, с пуританским движением. Вместе с тем в художественном развитии этих
стран не было внутренней изоляции: немецкие мастера получали сплошь и рядом
образование в Италии, итальянские музыканты работали при дворах немецких
властителей, во Франции, в Англии. Тем-самым различие общественных условий
реально ощущалось художниками того времени и не могло не сказаться на их
мировосприятии.
Предыдущая Следующая