Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Примечательно,
что в развитии музыкального искусства выдвинулись на первый план в XVII веке не обязательно те страны, которые были тогда
важнейшими в истории других искусств. Так, историки литературы имеют основание
подчеркивать, что центр духовной жизни Западной Европы постепенно переместился
из Италии и Испании во Францию и Англию, историки живописи акцентируют также
передовую роль Голландии. Для истории музыки важнейшей страной и в XVII веке остается Италия, сохраняющая для этого
искусства роль духовного центра. Неоспоримо и значение Франции. В то же время
Голландия ничего особенно существенного на путях музыкального искусства Европы
в XVII столетии не дает. Отсталая же и разрозненная Германия
выдвигает целую плеяду значительных музыкантов и величайшего из них в XVII веке Генриха Шюца. Англия переживает нелегкое время
для своей музыкальной культуры в связи с особенностями пуританского движения, и
вместе с тем в ней появляется истинный гений национальной музыки — Генри
Пёрселл. Все это — в сопоставлении с судьбами других искусств — еще более
обостряет ощущение неравномерности в художественном развитии европейских
стран.
Как
объяснить, что в одной и той же стране музыка переживает расцвет, когда другие
искусства отступают перед ней, или живопись достигает вершин, а музыка словно
утихает, отходит на второй план? Искусства имеют каждое свою специфику: смысл
слова и твердая понятийность господствуют в литературе; наглядность образов и
концепций характерна для изобразительных искусств; музыка наиболее сильна
передачей человеческого чувства, а понятийность и наглядность передаются в ней
лишь опосредованно. В зависимости от того, в чем именно нуждается
312
творческая
мысль, действующая в определенных общественных условиях, на первый план может
выходить то или иное искусство. Во время великого Баха, например, ни живопись,
ни литература Германии не выдвинули сколько-нибудь близких творческих величин.
Мало того: ни в одной из европейских стран не было тогда композиторов, равных
Баху.
Особая
напряженность в духовной жизни общества возникала в XVII веке также из-за острых противоречий межу развитием
передовой научной мысли — и воинствующей религией, отстаивавшей устаревшие
представления о мироздании, о природе, о процессах жизни. С одной стороны, XVII столетие выдвинуло крупнейших ученых — Галилео
Галилея, Кеплера, Гарвея, Декарта, Ньютона, Лейбница, смело разрабатывавших
новые идей в области астрономии, космологии, физиологии, физики, математики и
философии. С другой стороны, католическая церковь поощряла религиозный
фанатизм; коварно и жестоко действовала инквизиция (на кострах сжигались
«ведьмы»!); преследовались все, кто подозревался в «вольномыслии» — от Галилея
до поэтов и драматургов. По всей вероятности, непосредственное воздействие
новых научных идей на судьбы музыкального творчества было в XVII веке не слишком ощутимо. Однако такие научные
интересы, как внимание к проблемам движения, динамики в точных науках и
философии, как изучение воздушной атмосферы, имеют себе аналогии в образной
сфере искусств, в том числе музыкального искусства. Движение чувств, их
развитие и противоборство в душе человека, существование личности в
определенной среде — это новые сферы выразительности в музыкальном искусстве XVII века, прежде всего в оперном театре. Но главное заключалось в том, что крупнейшие из
музыкантов, находясь тогда обычно на службе церкви, большого или малого двора,
зачастую связанные в творчестве с религиозной тематикой, не могли не ощущать
растущее духовное напряжение своего времени: столкновения науки и религии,
передовой мысли и воинствующей церкви, расшатывание прежних представлений о
мире, о вселенной, о природе человека, все открывающуюся неустойчивость,
казалось бы, вечных истин об идеальном и материальном.
Предыдущая Следующая