Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Само
положение итальянских, французских, немецких, испанских музыкантов, как и их
коллег в других европейских странах, было в XVII веке достаточно трудным и противоречивым. Эпоха
Возрождения несомненно способствовала росту самосознания художников,
сложившихся, например, в атмосфере итальянского гуманизма. И однако в
дальнейшем личность крупного музыканта оставалась чаще всего ограниченной
условиями работы и зависимой либо от местного церковного начальства, либо от
произвола светских властителей. Чем масштабнее оказывались встающие перед ней
творческие проблемы, тем сильнее давала себя знать эта зависимость. Именно
развитие новых крупных жанров (опера, оратория), движение инструментальной
музыки вширь и вглубь совершались тогда главным образом при дворах или в цер-
313
ковно-концертной
обстановке; иные формы оперной или концертной жизни еще едва складывались.
Время от времени тот или иной крупный музыкант входил в конфликт с теми, от
кого практически зависел, покидал службу в поисках большей свободы действий.
Так было, например, с Монтеверди. Это же испытывали нередко и представители
других искусств.
Вместе
с тем как раз именно личность, с ее внутренним эмоциональным миром, вошла в
искусство и заняла там место, какого никогда не занимала в музыке Возрождения.
Это была личность послеренессансного времени, остро чувствующая, напряженно
мыслящая (более чем действующая). Человек заявлял о себе, казалось бы, в полный
голос, и его внутренний строй постепенно раскрывался как богатый, исполненный
контрастов и духовного напряжения. Но тот же человек был во многом не свободен
в своем отношении к миру и его мироощущение не могло быть гармоничным. Над его
чувствами и стремлениями тяготело нечто, не вполне им постигаемое, —
нереальное, религиозное, фантастическое, мифическое, фатальное. Мир все полнее
открывался ему усилиями передовых умов, противоречия его выступали вопиющими,
а разрешения встающих загадок все же не было, ибо еще не пришло
последовательное социальное и философское осмысление действительности. Старое и
новое боролись в сознании человека. Воля его оказывалась связанной. Драматизм
мироощущения усиливался, но пока еще носил по преимуществу скованный характер.
Трагическое уже находило выражение в музыке, но еще не действенное, а внутренне-психологическое.
Во всем этом, что многосторонне выражено средствами искусства, несомненно
проявились реальные черты общественной психологии, когда эпоха Ренессанса была
уже в прошлом, а эпоха Просвещения еще не наступила.
Предыдущая Следующая