Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Искусство
XVII века стало более драматичным, динамичным,
экспрессивным в целом, более личностным, нежели в эпоху Возрождения. В нем
более тонко проступило чувство среды — жанровой, бытовой, жизненной, духовной,
в которой существовал человек. Оно более широко воплотило образные контрасты
различного плана — как психологического, так и изобразительного. При высоком
творческом потенциале оно, однако, не достигало гармоничности, свойственной
художественной культуре Возрождения. Об этом же говорит и история литературы XVII века.
Естественно,
что новые образы, новые темы, характерные для музыкального искусства XVII столетия, потребовали и новых средств
выразительности: значительного обновления музыкального языка, стилистики, а
также новых принципов формообразования, новых жанров. Это не значит, что все
достигнутое раньше было отвергнуто и забыто. Даже полифония строгого письма,
против которой яростно выступали новаторы из флорентийской камераты на рубеже XVI и XVII веков,
получила богатое дальнейшее развитие на новой гармонической основе. Вместе с
тем возникли и совсем новые жанры, связанные с иными принципами музыкального
письма: опера, кантата, оратория — на основе мо-
314
нодии
с сопровождением как своего рода антитезы классической полифонии XVI века.
Подобно
тому как в литературе выходят на первый план крупные жанры (роман, виды
драматургии), в музыкальном искусстве XVII века
все большее значение приобретают синтетические жанры, прежде всего опера. К
своеобразному укрупнению тяготеет и инструментальная музыка с ее циклическими
(сюитными, сонатными, концертными) тенденциями. При этом, несомненно, внутренне
слабеет зависимость музыкального искусства и его различных жанров от церкви.
Опера возникает как программный жанр светского искусства — в опоре на античную
эстетику. Оратория, хотя внешне и связана с духовными сюжетами, по существу
перерождается со временем в концертную оперу, Многочисленные «церковные
сонаты» (sonata da chiesa — в отличие от сюиты), по
существу, ничего собственно церковного в себе не несут. Словом, и в области
музыки, как в других искусствах, в литературе, происходит своего рода
секуляризация художественного творчества. Одновременно сама католическая
церковь изыскивает новые способы завоевания аудитории и неизбежно допускает
уступки в этом процессе «обмирщения» традиционных жанров религиозной музыки
или даже стремится использовать, например, оперный театр в собственных
пропагандистских целях.
Предыдущая Следующая