Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
316
XVII веке выступают особенности национальных школ, даже их
эволюции в европейском музыкальном искусстве. Эта художественная многоликость
вообще очень характерна для эпохи и выражается как в широте композиторских
исканий, даже обилии экспериментов в различных жанрах; как в широкой инициативе
крупных творческих личностей, так и в процессах сложения и развития целых
творческих школ.
В
современном зарубежном музыкознании принято для всего искусства XVII века (а также для творчества Баха и Генделя) единое
обозначение «музыка эпохи барокко». Однако удивительное многообразие творческих
проявлений, отметившее эпоху, не позволяет безоговорочно принимать такое
определение. Действительно, стиль барокко, как стиль экспрессивный,
драматичный, с характерными образными контрастами и нарушением гармоничности
мировосприятия, в значительной степени проявился и в области музыки. Но далеко
не все в ней развивалось в образной системе стиля барокко. Во Франции при Люлли
сложился и восторжествовал стиль классицизма — как и во французской
драматургии. Искусство Баха разрывает рамки стилевой системы барокко и образует
собственный индивидуальный стиль (как это было с Рембрандтом и с другими
гениальными художниками).
Итак,
сложная и противоречивая эпоха, пролегающая между Возрождением и Просвещением,
во многом переходная, изобилующая разносторонними творческими исканиями, не
поддается единому стилевому определению. Однако и в ней на поверку есть свое
единство высшего порядка, которое охватывает все крупнейшие художественные
свершения, все лучшие имена, все важнейшие события. Это единство в конечном
счете определяется специфической ролью искусства в социально-историческом
развитии западноевропейских стран.
«Осмысляя
своеобразие семнадцатого века как эпохи, — пишет советский историк литературы,
— необходимо учитывать, что последняя играет во многом узловую, критическую
роль в развитии того процесса борьбы между силами, защищающими феодальные
устои, и силами, расшатывающими эти устои, начальная стадия которого относится
к эпохе Возрождения, а завершающая охватывает эпоху Просвещения» 1.
Понятно, что в этих условиях поступательное идейно-культурное движение
прогрессивных сил встречает большие препятствия на своем пути, тормозится
реакционными процессами, непроизвольно задерживается. Но оно все-таки
побеждает, достигая победы — при неизменно высоком напряжении сил, в неустанной
борьбе — социальной, повседневно-жизненной, творческой. Для музыкального
искусства XVII век был более всего эпохой
великого преодоления — преодоления религиозной тематики, ограниченности
образной системы прошлого, внеличного начала в хоро-
Предыдущая Следующая