Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Во
Франции наиболее значительные явления музыкального искусства сосредоточены во
второй половине XVII века, когда происходит
подъем малых инструментальных жанров (по преимуществу музыка для клавесина) и
складывается национальный тип оперы в творчестве Люлли. И в том и в другом, вне
сомнений, уже проступают характерные признаки именно французской творческой
школы — с ее вниманием к поэтическому тексту в декламационном складе оперной
мелодии, с ее тяготением к танцевальным ритмам и тонкой колористичности,
изящной отточенности форм у клавесинистов (особенно у Ф. Куперена).
При
всех исторических трудностях, которые переживала Германия в трагическом для нее
XVII веке, она выдвинула множество композиторских имен и
процесс музыкального развития в ней, хотя порой, казалось, и прерывался силой
обстоятельств, все же не останавливался и даже не очень задерживался. Инструментальные
жанры (особенно музыка для органа в полифонической традиции), сольная и
хоровая песня, интерес к оратории, первые шаги оперного искусства — все здесь
свидетельствовало о крупных творческих возможностях, которые не могли быть полностью
воплощены в годы безвременья. Тем не менее многое было уже сделано, уже
достигнуто — прежде всего усилиями крупных композиторов-органистов Пахельбеля,
Букстехуде, Бёма, Рейнкена — старших современников и предшественников Баха. На
общем, фоне упорного творческого труда и пытливой работы мысли особо
возвышается как недосягаемая вершина творчество великого Шюца. Небывалая широта
охвата не только различных музыкальных жанров, но различных тенденций
музыкального развития в хоровой и инструментальной музыке на основе полифонических
и оперно-монодийных достижений предшественников делают искусство Шюца едва ли
не уникальным для XVII века; все из прошлого
синтезируется и преобразуется им в новом целом, и найденные решения (в
ораториях, духовных симфониях, маленьких духовных концертах) не повторяют одно
другое, обнаруживая неисчерпаемые творческие силы немецкого мастера.
Своим
путем двигалось музыкальное искусство в Англии, о чем уже шла речь. Как увидим
дальше, своеобразен был и путь музыки в Испании. Хотя невозможно отрицать
реальность творческих связей между странами Западной Европы, хотя крупные
мастера той или иной страны временами оказывали воздействие не только на своих
соотечественников, — все же на первый план в
Предыдущая Следующая