Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
действительности появление нового жанра было многосторонне исторически
подготовлено в духовной атмосфере итальянского Возрождения. Гуманистическая
основа эстетики XV— XVI веков, ее антропоцентристские устремления, поиски
глубокой драматической выразительности в искусстве, интерес к античным
памятникам и эстетическим идеям -— все это возымело свое значение для
просвещенной художественной среды, из которой вышли первые создатели опер. В
опытах творческой работы над новым жанром они руководствовались определенным
эстетическим идеалом, сложившимся именно на почве Ренессанса. В большой мере
рождение оперы исторически подготовлено было теми сближениями театра и музыки,
которые, как мы видели, достаточно характерны для итальянской художественной
жизни XV и особенно XVI
веков. Различные виды спектаклей с музыкой (интермедии, драмы итальянских
авторов, «реконструкции» античных представлений, как, например, «Эдип» Софокла
в Виченце в 1585 году) уже исподволь подводили художественную мысль к идее
музыкально-драматического синтеза. К тому же музыка в драматических спектаклях,
при опоре на материал мадригала или фроттолы, на деле, как уже говорилось,
тяготела к гомофонному складу. Из числа театральных жанров для будущей оперы
существенное зна-
320
чение
приобрела пасторальная драма с ее традициями, идущими еще от XV века, от «Орфея» Полициано. В дальнейшем ее лучшие и
наиболее влиятельные образцы созданы были современниками первых оперных
авторов: Торквато Тассо («Аминта», 1573) и Баттиста Гварини («Верный пастух»,
1580, поставлена позднее). Именно эти произведения (тогда в них больше ценили
поэзию, чем драматургию) оказались наиболее родственны по духу и стилю поэзии
первым оперным текстам: в ранних операх были сильны элементы пасторальной
драмы.
Первым
оперным спектаклям непосредственно предшествовали пышные праздничные постановки
во Флоренции ряда интермедий и пасторальных драм с музыкой. Поскольку они
возникли отчасти в той же среде, что и первые оперные спектакли несколько лет
спустя, интермедии 1589 года и пасторальные драмы 1590 года представляют
определенный интерес для предыстории нового жанра. В 1589 году во Флоренции
состоялся торжественный праздничный спектакль в связи с бракосочетанием
Фердинандо Медичи с Христиной Лотарингской. Исполнение пятиактной комедии
(«Странница» Дж. Баргальи) было обрамлено и «прослоено» (между актами)
«интермедиями и концертами», которые придавали особую пышность и разнообразие
всему зрелищу и давали возможность ввести много музыки. Интермедии не были
связаны с содержанием комедии и носили картинно-декоративный, скорее
символический, чем драматический характер. Это были «Гармония Сфер»,
«Состязание муз и пиерид», «Битва Аполлона с пифоном», «Демоны неба и ада».
Помимо того в заключение спектакля исполнялся балет.
Предыдущая Следующая