Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
примере «Дафны» хорошо видно, что, оставаясь как будто бы на эстетической почве
камераты Барди — Кореи, композитор уже несколько отходит от принципа
безусловного подчинения музыки поэтическому тексту. Гораздо более Пери или
Каччини он придает значение сцене, сценическому осуществлению спектакля, то
есть практическому выполнению намерений композитора.
В
тексте «Дафны» Ринуччини опирался на «Метаморфозы» Овидия. Для первой части
«драмы на музыке» поэт воспользовался материалом своей Же интермедии «Битва
Аполлона с пифоном», вторая часть посвящена известной истории Аполлона и
преследуемой им Дафны, превратившейся в лавр. В прологе выступает Овидий.
Поэтическая основа произведения не отличается цельностью: композиция делится
на две самостоятельные части, объединенные лишь участием Аполлона.
Судя
по большому предисловию Гальяно к партитуре «Дафны», композитор отнюдь не противопоставлял
свой замысел идеям камераты Барди — Кореи. С большой серьезностью он рассказал
историю первых «драм на музыке», созданных Пери и Каччини, оценил значение
нового синтетического жанра, подчеркнул важность поэтического текста для него.
Как автор произведения он требовал умеренного сопровождения, которое не должно
заглушать певцов, а также стройности сценического ансамбля и полной
согласованности движения актеров со звучанием музыки.
В
действительности Гальяно оказался в «Дафне» гораздо больше музыкантом, чем его
предшественники: не столько поэтическая строка и детальное следование за ней,
сколько более развитые музыкальные формы и широкое пение интересуют его как
композитора. В ряде случаев он, правда, приближается к напевной декламации
Пери, например в прологе к «Дафне». Но чаще Гальяно не ограничивается этим,
вводя мелодически развитые, порой даже виртуозные арии. Что касается хоров, то
здесь композитор постепенно отходит от мадригального склада (которым владел
свободно) и стремится к своеобразным формам хоровой песенности.
Любопытно,
что ряд арий в партитуре «Дафны» написан не самим Гальяно, а неким просвещенным
и знатным дилетантом, имени которого он не называет. Возможно, что то был его
покровитель кардинал Фердинандо. Но кто бы ни писал эти арии, они
Предыдущая Следующая