Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Произведение
Кавальери стоит особняком в истории новых музыкальных жанров, получивших
развитие в XVII веке. Автор мыслил его скорее
как духовную оперу, чем как ораторию, которая тогда едва складывалась в Риме и
еще не приобрела тех форм, какими владел Кавальери. По существу,
«Представление о душе и теле» находится как бы между ораторией и будущей
римской оперой, ибо для оперного искусства в Риме тоже останутся характерными
некоторые черты этого раннего опыта «в новом стиле». Современники же считали,
что Кавальери в своем произведении перенес в Рим достижения флорентийской
школы.
Как
и в других итальянских центрах, в Риме исполнялись пасторали с музыкой
(например, «Еумелио» Агостино Агаццари в 1606 году), устраивались карнавальные
представления со специально для них написанными пьесами. Так, в 1606 году
большой успех имела «Колесница любовной верности» с музыкой Паоло Квальяти: во
время карнавала, «на ходу», в настоящей, движу-
336
щейся
по улицам колеснице разыгрывалась пьеса при участии пяти певцов и пяти
инструменталистов, причем действующие лица пели соло, выступали в дуэте, трио,
квинтете. Зрители и слушатели сопровождали колесницу и по нескольку раз
наблюдали это представление.
Среди
первых единичных собственно оперных спектаклей в
Риме
следует назвать «Смерть Орфея» Стефано Ланди (1619) и «Цепь Адониса» Доменико
Мадзокки (1626). Творчество Ланди будет рассмотрено дальше. Пока отметим лишь,
что отношение к античной мифологии в Риме явно становится иным, чем оно было во
флорентийской камерате. Быть может, по стариннейшей традиции церковных
представлений и в угоду аудитории серьезный сюжет не препятствует введению
комических пародийных эпизодов. В «Смерти Орфея» Харон (перевозчик теней через
Лету) поет о «реке забвения» песню застольного типа. У флорентийцев это было бы
немыслимо, а в дальнейшем развитии оперы в Риме и особенно в Венеции стало
обычным.
«Цепь
Адониса» была поставлена в Риме спустя три года после появления прославленной
поэмы Джамбаттисты Марино «Адонис». К этому времени начало постепенно
сказываться влияние современных поэтов и новой итальянской поэзии на развитие жанра
«dramma
per musica». С одной стороны, и сами
поэты тянулись к сотрудничеству с музыкантами: Габриелло Кьябрера с 1617 по
1622 год создал тексты для шести «музыкальных драм». С другой же — композиторы
стали обращаться, наряду с античными мифологическими сюжетами, к сюжетным мотивам,
например из «Освобожденного Иерусалима» Тассо: назовем из ранних примеров
оперу-балет Франчески Каччини «Освобождение Руджеро с острова Альчины» (1625).
Кстати, эта опера, как и «Флора» Гальяно, написана для праздничного придворного
спектакля во Флоренции. Такого рода представления все чаще включали в себя
балетные сцены (в них участвовали нередко придворные дамы и кавалеры), а
спектакли в целом поражали зрителей богатством и фантастичностью зрелища и
частыми сменами эффектных декораций.
Предыдущая Следующая