Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Цепь
Адониса» всецело принадлежит к этому же роду праздничных спектаклей, притом
еще и с некоторыми, характерными именно для Рима особенностями. Грандиозная
пятиактная опера соединяет мифологическую любовную историю Адониса и Венеры с
католическим поучением о грехе сладострастия. Новый ариозный стиль сочетается
здесь с развитием пышной хоровой полифонии. Мадзокки всячески развил любовную
идиллию, выпятил волшебно-декоративные стороны сюжета (таинственные превращения,
внезапные смены ландшафтов, заклинания духов и т. п.), присовокупив, однако,
ко всему проповедь отречения от земных радостей. Сама мифология была взята в
опере, так сказать, из вторых рук, ибо миф о Венере и Адонисе нашел у Марино
своеобразное истолкование в обширнейшей поэме, изысканной по стилю, со многими
отступлениями, манерными длиннотами,
337
обилием
метафор — всем тем, что получило название «маринизма». В своем роде «Адонис» —
поэтически-виртуозное произведение, где многие частности не лишены крупных
достоинств. Но в целом поэма далеко уводит от простого и мудрого в своей
наивности первоисточника.
Доменико
Мадзокки и не искал в поэме Марино близости к античной трагедии, как не хотел
бы ограничиваться и пасторальной драмой. В этом смысле он уже далеко отошел от
позиций и вкусов флорентийцев, которые искали в ней высший тип монодии с
сопровождением. Напротив, он сознательно стремился преодолеть «скуку
речитатива» — по его собственным словам — и тяготел к более развитым и
замкнутым ариозным формам. Сдержанности и строгости флорентийцев он
противопоставлял более нарядное, пышное, гедонистическое искусство. Всякая экспрессия,
подъем лирических чувств, душевное волнение выражены у Мадзокки расширением
мелодии, подчеркиванием ее выразительных интонаций секвенциями, что и приводит
к формированию ариозо, «полуарий». Вместе с тем Мадзокки переносит в оперу
традиции венецианского многохорного письма. Нередко хоры имеют у него не
драматическое, а скорее декоративное значение, как финалы больших сцен. Местами
же именно в музыке хоров композитор достигает большой выразительности в
передаче серьезных, скорбных чувств. Таков, например, «хор сочувствия»,
сострадающий героине.
Предыдущая Следующая