Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разумеется,
такие спектакли, как «Цепь Адониса», требовали особо пышного и импозантного
декоративного оформления. Как раз к 1620-м годам, в связи с праздничными
спектаклями, во Флоренции уже складывалась своя школа театральных декораторов. Отсюда
и пошла традиция оперных чудес: именно в опере получила затем наибольшее
развитие сценическая «машинерия», позволяющая достигать удивительных эффектов.
Помимо богатых архитектурных мотивов (замки, крепости, храмы, подземелья,
площади, залы) здесь царила и ландшафтная декоративность: мгновенно возникали
причудливые пейзажи с фонтанами и каскадами, дикая лесистая местность внезапно
превращалась в роскошный цветущий сад, идиллическая зеленая роща тут же
сменялась гротом Вулкана, из пышных цветов выходили красавицы, земной рай
превращался в пустыню, вдруг возникала полная иллюзия наводнения, на глазах
зрителей пробуждалась весенняя природа и т. д.
Когда
в Риме 1630-х годов начал действовать оперный театр Барберини, оперное
искусство стало здесь развиваться более целеустремленно (хотя и с
непредвиденными порой затруднениями и перерывами). Декоративный стиль спектакля
«Цепь Адониса» получил тогда свое продолжение и естественно влился в римское
барокко. В недалеком будущем на римской сцене выдвинулся новый тип музыкального
спектакля — опера-комедия или трагикомедия с участием народно-жанровых
персонажей, близких комедии дель арте. В ряде новых произведений выбор сюжетов
338
откровенно
диктовался религиозно-пропагандистскими целями («Святой Алексей», «Небесная
комедиантка»). Как видим, все это ушло очень далеко от первоначальных замыслов
флорентийской камераты и было связано с иной обстановкой и социальной средой:
влияние церкви — вместо гуманистических идеалов Ренессанса, широкая аудитория
(она же паства) — вместо избранной среды просвещенных ценителей и знатоков
искусства.
Существование
оперы в Риме, подъем оперного искусства — или его упадок, даже вытеснение из
общественной жизни в большей мере непосредственно зависели от главы
католической церкви, то есть от самого папы и его клана, его окружения. На
протяжении XVII века сменилось двенадцать
пап. Одни из них широко покровительствовали искусству, другие преследовали и
гнали его. Начало постоянных оперных спектаклей в Риме относится к понтификату
Урбана VIII из семьи Барберини (1623—1644), крупнейших тогда
меценатов, которые построили обширный оперный театр. То было время активной
художественной деятельности в «Вечном городе», большого строительства, подъема
искусства зрелого барокко, время так называемой «триумфирующей церкви», впрочем
недолгое и внутренне противоречивое. Грандиозный театр Барберини, который
вмещал три тысячи зрителей, был оснащен новейшей тогда машинерией, позволявшей
осуществлять самые феерические постановочные замыслы. Известно, что эскизы
декораций к спектаклю оперы Ланди «Святой Алексей» делал сам Бернини,
поражавший современников барочной пышностью и иллюзорностью праздничных
зрелищ. Лучшие композиторы Рима работали для театра Барберини. На сцене
выступали сильнейшие певцы. Обстановка же в зрительном зале во время
спектаклей, по свидетельству очевидцев, была весьма своеобразной: публика
резко делилась на «приглашенных», которым оказывался почет, и «допущенных»,
которых можно было и удалить из зала; знать вела себя высокомерно, вызывающе,
устраивала шумные скандалы, в ложах царила полная непринужденность и
распущенность, а простой народ нередко помещался на досках, положенных на балки
под потолком (!).
Предыдущая Следующая