Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Понятно,
что семья Барберини чувствовала себя совершенно независимо в Риме. Племянники
папы Урбана VIII (среди которых — кардиналы,
архиепископ, префект Рима) были знатнейшими меценатами и владели собственным
театром. Однако со смертью в 1644 году папы из рода Барберини положение в
городе резко изменилось. На папский престол вступил кардинал Памфили, теперь
Иннокентий X, который враждебно относился к
семье Барберини и вынудил меценатов перебраться во Францию вместе с их
музыкантами. Театр был закрыт, оперная жизнь прекратилась. И лишь при Клименте
IX в 1667—1669 годы вновь начался подъем оперного
искусства в Риме. Эти приливы и отливы запрещения, преследования — и вновь
разрешения и поддержка ставили оперный
339
театр
в совершенно особое положение. В 1690-е годы, при папе Иннокентии XII был разрушен до основания новый, недавно отстроенный
театр Тординона. Неудивительно, что в Риме развитие оперы шло как бы толчками и
не могло быть особенно последовательным.
Среди
множества оперных произведений, поставленных в Риме, выделим, с одной стороны,
разновидность оперы, близкой трагикомедии и нередко связанной с религиозной
тематикой, с другой — более демократическое направление, родственное комедии
дель арте. Одновременно возникали и праздничные, собственно репрезентативные
оперные спектакли, а также ставились оперы, не принадлежавшие ни к одной из
этих групп, например возникшие под влиянием современной им испанской комедии.
Выдающимся
образцом римского искусства была опера Стефано Ланди «Святой Алексей»,
поставленная в театре Барберини в 1632 году. Она чрезвычайно характерна именно
для римского театра со всеми его особенностями — как с зависимостью от церкви,
так и с сильными музыкальными сторонами. Ланди (ок. 1590— 1639) был
превосходным музыкантом и оригинальным композитором. Певец-фальцетист в
папской капелле, он создавал сочинения в новом стиле (шесть книг монодий),
писал мадригалы, инструментальные канцоны и музыку для церкви. В его операх
весьма ощутимы вокальные достоинства и вместе с тем углублена роль
инструментальной музыки.
В
основе оперы «Святой Алексей» (текст ее принадлежит кардиналу Роспильози,
будущему папе Клименту IX) — христианская
легенда о римском патриции, который отрекся от всех земных радостей ради
небесного блаженства, стал пилигримом и, после странствий по свету, живет
неузнанным в своем же доме, среди родных, под видом нищего. Никакие соблазны не
могут заставить его открыться даже близким: Алексея узнают лишь тогда, когда он
умирает и достигает святости. Если бы эта легенда была воплощена в опере как
таковая, строго в духе христианской морали, вряд ли произведение Ланди
представляло бы яркий театральный интерес и смогло бы даже стать собственно
оперой. Вместе с тем и от «драмы на музыке», как ее мыслили флорентийцы,
«Святой Алексей» отстоит уже довольно далеко. По существу, к нему ведут пути не
только от «Представления о душе и теле» Кавальери или от музыкально-театральных
произведений флорентийцев и римлян, но и от старинных мистерий и моралите,
вообще от духовных драм с музыкой. Церковная мораль аскезы, участие ангелов и
демонов, а также аллегорических персонажей (Рим, Религия), пышный дидактический
апофеоз — все это уводит в сторону от первоначальных эстетических позиций
флорентийской камераты. Вместе с тем «демоническое» в опере Ланди тяготеет к
комическому, а сама драма Алексея развертывается на ярком бытовом фоне, что
местами соприкасается с комедией, а генетически, быть может, восходит к
традиции средневековых мистерий. Как и «Цепь
Предыдущая Следующая