Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
340
Адониса»,
«Святой Алексей» — большая постановочная опера, эффектный спектакль с участием
балета, с декоративным прологом, с хоровым апофеозом, требующий совершенной по
своему времени техники сценического оформления. В опере три действия. Перед
прологом, а также перед вторым и третьим актами звучат «симфонии», то есть в
данном случае инструментальные канцоны в нескольких частях. Первая из них
состоит из вступления и четырех частей. «Симфония» перед вторым действием уже
близка циклической структуре будущей итальянской увертюры. В оркестре
участвуют струнные смычковые инструменты, арфы, лютня, теорба и чембало.
В
контексте всей оперы очень выделяется партия Алексея. Она, в сущности,
противопоставлена едва ли не всему происходящему и по общему характеру отлична
от остальной музыки. Именно сопоставление со многими иными эпизодами придает
этой партии особую значительность.
В
первом акте широко показаны различные силы, противоборствующие Алексею в его
душевной стойкости и отречении от земных благ. Домашние в горе: они оплакивают
его, не ведая, что он скрывается тут же. Демоны злорадно готовятся его
искушать. Легкомысленные пажи насмехаются над Алексеем, как над презренным
нищим. В этом «мире соблазнов» интересны комедийные подробности: дуэт пажей,
славящих радости жизни, веселый, песенный, чуть ли не буффонный в припеве (пример
119); балет
веселящихся демонов в адской пещере, которые предвкушают свою победу над
праведником.
Во
втором акте вступает в силу психологическая драма. Перед ним звучит
выразительная «симфония». Ее первая фугированная часть предвещает фугу
(проведения тем и секвенции). Вторая часть, серьезное и певучее Adagio, контрастирует первой: она идет на 3/4
(после четного размера), полностью гомофонна и основана на секвенционном
движении. Третья часть возвращает мысль к материалу первой. Алексей с тревогой
наблюдает смятение своих родных: отчаявшись, его мать и жена отправляются в
паломничество — искать его по свету. Тут же демон в образе отшельника
соблазняет Алексея открыться им. Кульминационная драматическая сцена связана с
тяжелыми страданиями героя, с его душевными сомнениями, с мужественным
преодолением их и, наконец, с просветленным приятием ожидаемой смерти. Партия Алексея
носит по своей тесситуре исключительно напряженный характер и рассчитана на
певца-фальцетиста или кастрата. Вся внутренняя борьба, все одолевающие его
сомнения во втором акте выражены в речитативе, причем мелодия движется беспокойно,
в высоком регистре. Когда же Алексей побеждает сомнения и укрепляется в
решимости умереть, то в момент наивысшего душевного подъема он переходит от
речитатива к арии «О желанная смерть!» Здесь поэтический порыв, подъем чувств
вызвал и «мелодический порыв», вылившийся в настоящую арию, причем даже партия
сопровождения полностью подчиняется движению мелодии.
Предыдущая Следующая