Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
341
С
начала до конца ария проникнута единством интонаций, единой
мелодико-ритмической мыслью и выделяется среди свободного речитативного
изложения редкостной цельностью, законченностью. Характер музыки одновременно и
напряженный, и сдержанный. Лирический подъем сочетается в ней с некоторой
отрешенностью. Движение сходно с сарабандой, которая потом стала обычной
основой скорбных, горестных арий (пример 120).
Заканчивается
опера пышным хоровым апофеозом (прославление Алексея при участии
аллегорических Рима и Религии) — в духе венецианской многохорности. «Ангельские
голоса» (женский хор) звучат над сценой (с лютнями, теорбами и скрипками), а
народ (низкие голоса) отвечает им со сцены (со всем оркестром). Эта
«двуплановость» небесного и земного отражена и в эскизе Бернини к декорациям
спектакля. Она вообще нередко встречается в барочной живописи того времени, в
частности у римских художников.
В
целом опера Ланди и тем более ее сценическое воплощение, вне сомнений,
представляют образную систему барокко. Даже контрасты возвышенного — и
бытового или комедийно-демонического соответствуют духу барокко. Пышное
оформление сцены, эффектность и грандиозность спектакля, балеты, хоровой
апофеоз, символика и религиозная дидактика, казалось бы, слишком далеки от
проникновенной лирики, которая сосредоточена в партии Алексея. Но и эта
«разноплановость» образов также обусловливает драматическое напряжение
барочного типа.
В
дальнейшем морально-дидактическая религиозная направленность так или иначе
постоянно сказывалась в римском оперном искусстве. Известна, например, более
поздняя опера Антонио Аббатини «Небесная комедиантка» (1668, текст Дж.
Роспильози), в которой выведена молодая артистка, оставившая свою профессию
Как греховную, удалившаяся в пустыню «спасать душу», а после смерти достигающая
святости и услаждающая своим искусством ангелов и святых! По-видимому, однако,
наибольший успех у публики имели те произведения, в которых даже подобные темы
не препятствовали созданию жизненных образов и правдивых ситуаций в ряде
занимательных сцен с яркой и впечатляющей музыкой.
Предыдущая Следующая