Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Со
временем авторы оперы, именно в стремлении завоевать симпатии широкой публики,
пошли на сближение с современной комедией дель арте, что весьма обновило
образное содержание и подготовило возникновение комической разновидности жанра.
Так, в 1639 году в Риме была поставлена опера «Надейся, страждущий» (текст
Роспильози, музыка Верджилио Мадзокки и Марко Марадзоли по одной из новелл
«Декамерона»), в которой религиозное морализирование совместилось с яркими и
широкими жанровыми сценами, а также с участием слуг Дзанни и Ковьелло, в духе
комедии дель арте ведущих всю интригу. Вместо размеренных стихотворных
диалогов в устах комедийных персонажей зазвучала простая разговорная речь, не
чуждая даже вульгаризмов.
342
Изменился,
естественно, и характер речитатива в этих случаях: напевная декламация, акцентирующая
поэтические строки, сменилась живым, быстрым речитативом-скороговоркой, так
называемым «сухим» речитативом (secco). Таков,
например, диалог Дзанни и Ковьелло, которые комически хвалятся каждый своей
силой, вызывая друг друга на ярмарочное состязание (пример 121). На фоне речитатива этого типа еще
резче, определеннее выделяются арии, как законченные, мелодически развитые
формы.
В
той же опере целый акт представляет собой большую сцену на ярмарке вблизи Рима,
с выкриками продавцов, появлением всадников, телег и карет, шумом толпы,
гуляньем и т. д. Звучит хор, раздаются реплики торговцев. Публику, однако,
более всего привлекали зрелищные эффекты спектакля, множество участников и
большое.движение в сцене ярмарки, настоящие лошади и кареты и т. п. Именно это
было отмечено современниками.
На
пути к комическому жанру находилась и опера «От несчастья — счастье» (1654,
текст Роспильози, музыка Марко Марадзоли и Антонио Аббатици), в которой широко
разрослись финальные ансамбли и углубилось различие между речитативным и
ариозным складом.
Проступившая
в Риме связь оперы с комедией дель арте не была случайной или скоропреходящей.
На комедию дель арте опиралась в XVI веке и
мадригальная комедия, а позднее, в первые десятилетия XVIII века комедия дель apte повлияла на формирование итальянской оперы-буффа.
Предыдущая Следующая