Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Впрочем,
характерное, жанровое начало проникает в музыку римских опер и независимо от
того, насколько они близки к комедии. Так, в «Галатее» Лорето Виттори
пасторальная идиллия не препятствует композитору написать прекрасный жанровый
хор рыбаков, а в «Эрминии» Микеланджело Росси создает характерный хор солдат,
близкий жанровым образцам того времени.
Если
б опера в Риме могла бесперебойно развиваться в благоприятных условиях,
возможно, что местные авторы дали бы образцы лирического углубления оперной
музыки. Известно, например, что талантливый римский композитор и певец Луиджи
Росси, написавший в 1642 году оперу «Очарованный замок» для Барберини, пять лет
спустя поставил в Париже оперу «Свадьба Орфея и Эвридики», которая оказалась
первым оперным произведением, исполненным в столице Франции (композитор находился
тогда недолго на службе у Мазарини и затем вернулся в Рим). В «парижской» опере
Росси сильнее всего выражена лирическая сторона его дарования, и печальный хор
подруг Эвридики может служить образцом лирической выразительности нисколько не
менее проникновенной, чем в сольных партиях.
Особые
условия существования оперы в Риме приводили в XVII веке к весьма своеобразным явлениям оперной жизни.
Так, неоднократные папские запреты в трудные для оперного театра годы привели к
замене женщин-певиц певцами-кастратами:
343
в
«Небесной комедиантке», например, женские партии, в том числе и плавную партию,
исполняли кастраты. Со временем в Риме возникла мода на театр марионеток:
певцы пели, скрытые от глаз публики, а куклы разыгрывали спектакль. Это
казалось менее «соблазнительным».
При
всех трудностях и специфических противоречиях в развитии оперного искусства в
Риме, процессы, которые обозначились в оперном творчестве римских мастеров,
естественно вписываются в историю итальянского музыкального театра. На примере
венецианской оперной школы будет хорошо видно, какие именно тенденции римлян
оказались характерными для своего времени, а какие — данью особым условиям и
условностям их работы в крупнейшем католическом центре.
Клаудио
Монтеверди является несомненно центральной фигурой итальянского оперного
искусства XVII века, виднейшим представителем
итальянской музыки. Ему принадлежит в истории истинная роль создателя
музыкальной драмы — в этом смысле именно он кладет начало длительной эволюции
жанра в Западной Европе. Для Монтеверди опера была отнюдь не единственной
областью творчества: он пришел к ней зрелым музыкантом с большим опытом,
владея великой традицией XVI века и
преобразуя традиционные приемы и средства выразительности в подчинении новым
творческим задачам. Величайший новатор своего времени, он как никто другой из
итальянских оперных мастеров органически связан с творческим наследием
Ренессанса. На всем протяжении своего долгого пути, от ранних произведений
(мотетов, канцонетт и мадригалов), опубликованных в 1582—1587 годы, до
последней оперы («Коронация Поппеи»), поставленной в 1642 году, Монтеверди
смело и неустанно двигался вперед. Подлинным откровением была, после опытов
флорентийцев, его первая «favola in musica»
«Орфей» (1607). И совершенно непредсказанным современниками открытием оказалась
последняя опера «Коронация Поппеи». Монтеверди один достиг в своей области
большего, чем многие другие музыканты его времени. Его творчество представляет
определенный этап в истории оперного искусства, более важный и значительный,
чем целая творческая школа (флорентийская, римская).
Предыдущая Следующая