Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Достижения
Монтеверди в опере многообразны: драматизация жанра, превращение его из
пасторальной сказки в драму неразрывно связаны у него с широким развитием ее
музыкальных форм, ее музыкального языка. Трудно даже сказать, что музыку он
подчиняет задачам драмы: то и другое по существу нерасторжимы, ибо драматургия
оперы в первую очередь становится у него музыкальной драматургией.
Все
современные ему средства оперного выражения — от напевной декламации
флорентийцев до буффонной скороговорки
344
римлян
— Монтеверди освоил, приумножил и преобразил в своем несравненно более богатом
и сложном оперном письме. В отличие от флорентийцев он нимало не боролся с
традиционной полифонией строгого стиля. Он свободно владел полифонической
техникой, создал множество многоголосных вокальных произведений, прежде чем
обратился к опере, и в дальнейшем никогда не отказывался от применения
полифонических приемов, хотя и смело обновлял их. Творческие опыты флорентийцев
должны были заинтересовать его, он, по-видимому, был даже увлечен их идеями,
но сразу же подошел к задачам «dramma per musica»
в высшей степени самостоятельно. А затем Монтеверди от первого этапа в развитии
оперного жанра продвинулся к своим последним произведениям так далеко, что
деятельность флорентийской камераты представляется с такой дистанции всего лишь
наивно-экспериментальной, подготовительной.
Историческое
значение Монтеверди не ограничивается его оперной деятельностью: неоценимы его
заслуги вообще в развитии музыкального искусства своей эпохи, в достижении
новых образных возможностей вплоть до воплощения трагического в музыке. В
отличие от других оперных композиторов своего времени Монтеверди придавал
большой выразительный смысл инструментальному началу, предельно для той поры
расширяя его роль в вокальных сочинениях. Вместе с тем композитора неизменно
привлекала именно музыка со словом, будь то опера, мадригал, канцонетта, мотет
и т. д. И хотя круг образов в музыке с текстом очень широк у Монтеверди,
главнейшими для автора остаются драматические образы и эмоции. Сам композитор
полностью сознавал это. Он был умен, вдумчив, творчески сосредоточен. Его
эстетические убеждения не пришли извне, а выработались в процессе творческой
практики. Монтеверди считал себя создателем нового стиля «concitato» («возбужденный», «взволнованный», то есть
экспрессивный) и полагал, что до него музыка оставалась лишь «мягкой» или
«умеренной», а следовательно, ограниченной в своих возможностях.
Предыдущая Следующая