Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вряд
ли композитор мог тогда предвидеть, что его ждет новый творческий подъем, что
перед ним еще откроются невиданные перспективы... С 1637 года в Венеции начали
свое существование публичные оперные театры на коммерческих основаниях. Это
была поистине новая страница культурной жизни: в театр попадал каждый
желающий, купивший билет. В 1637 году открылся первый из таких театров — Сан
Кассиано. Спустя несколько лет их было в городе уже четыре, а впоследствии еще
больше. Названия театрам давали по церковным приходам: Сан Кассиано, Сан
Джованни е Паоло, Сан Мозе, Сан Джованни Кризостомо и т. д. Содержались же
оперные театры богатыми венецианскими патрициями из семей Гримани, Вендрамин и
других. В 1639 году Монтеверди получил заказ для театра Сан Джованни е Паоло на
оперу «Адонис» (по поэме Марино, текст П. Вендрамин). В том же году в Венеции
была поставлена его «Ариадна». Музыка «Адониса», к великому сожалению, не
сохранилась. В 1640 году состоялась постановка новой оперы Монтеверди
«Возвращение Улисса на родину» (текст Дж. Бадоаро по мотивам «Одиссеи»),
написанной первоначально для Болоньи. О ней мы уже можем судить по
сохранившимся материалам. Годом позже в Венеции была исполнена опера «Свадьба
Энея и Лавинии» (тоже на текст Бадоаро); от нее осталось лишь либретто с
примечаниями Монтеверди. Наконец, в 1642 году прошли спектакли последней оперы
Монтеверди «Коронация Поппеи» (на текст Франческо Бузенелло по Анналам
Тацита), которая на новом этапе развития жанра была по меньшей мере столь же
новаторской, как «Орфей» в пору его рождения. Сами исторические условия, в
каких сложилось и вышло в театр это произведение, были глубоко отличны от первоначальной
обстановки, в какой развивалась итальянская опера.
После
премьеры «Коронации Поппеи» композитор прожил всего лишь год. Незадолго до
кончины его потянуло на старые места и он посетил Кремону и Мантую. 29 ноября
1643 года Монтеверди скончался в Венеции на семьдесят седьмом году жизни.
Очень
многое из творческого наследия Монтеверди не дошло до нас. Известна лишь малая
доля его произведений для театра. По меньшей мере семь опер (между 1608 и 1641
годами) утрачены в рукописях. Возможно, что среди других несохранившихся сценических
работ композитора имелись еще сочинения в оперном
Предыдущая Следующая