Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
350
жанре
— это не вполне ясно. Так или иначе мы располагаем крайне ограниченным
материалом и можем сопоставлять лишь первую оперу Монтеверди с двумя из
последних. Музыка балетов, интермедий, дивертисментов тоже сохранилась далеко
не полностью. Утрачено большинство духовных сочинений. И лишь мадригалы
Монтеверди представлены в его наследии наилучшим образом. В восьми изданных
между 1587 и 1638 годами книгах мадригалов содержится 186 произведений. Если
добавить к этому несколько новых вещей в посмертном сборнике и вспомнить об
утраченном цикле 1627 года, то надо думать, что Монтеверди создал всего около
двухсот светских мадригалов.
Более
двадцати лет работал Монтеверди над мадригалом, прежде чем обратиться к опере.
Еще двадцать лет он занимался мадригалом параллельно с оперой. От первых
мадригалов к последним пройден огромный путь, в известной мере сблизивший этот
жанр если не обязательно с оперой, то со сценическими произведениями. Оставаясь
главнейшими сферами творчества, опера и мадригал у Монтеверди одновременно и
связаны между собой и сохраняют нечто специфическое в своем жанре. Это в высшей
степени знаменательно именно для такого художника, каким был Монтеверди:
двигаясь вперед смелее своих современников, он глубже их познал прошлое и
развил его традиции; создавая музыкальную драму, он не отказывался от мадригала
и при всем новаторстве не пренебрегал мадригально-полифоническими истоками.
«Связь времен» особенно сильна в его творчестве.
Первые
три книги мадригалов Монтеверди (1587—1592) возникли в «дооперный» период и
сразу же показали, как свободно владеет молодой композитор мадригальной
традицией XVI века и как последовательно
проявляется его собственная индивидуальность от сборника к сборнику. Уже во
второй книге Монтеверди становится мастером, и современники признают его
таковым. Еще шире оказывается выбор выразительных средств в третьей книге
мадригалов — в связи с усилением драматизма или тонкой поэтизацией лирики.
Здесь Монтеверди находит опору в наиболее экспрессивных строфах
«Освобожденного Иерусалима» Тассо или пасторально окрашенной лирике Гварини.
Более свободно подходит композитор к вокальному многоголосию — как к
мелодическому (декламационность, широкие скачки, мелизмы), так и к гармонии,
порою жесткой до диссонантности, если этого требует характер образа. Третья
книга создана не просто мастером, но мастером дерзающим. Так она и была
воспринята современниками.
Предыдущая Следующая