Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хотя
в 1600 году последующие книги мадригалов Монтеверди еще не были опубликованы,
некоторые из этих новых произведений уже исполнялись и стали известными среди
музыкантов. Поэтому Джованни Артузи, теоретик-контрапунктист из Болоньи, смог
уже тогда обрушиться на композитора по поводу не только опубликованных его
мадригалов, но и тех, которые потом вошли в четвер-
351
тую
и пятую книги. Две части полемического трактата Артузи «О несовершенстве
современной музыки» вышли в 1600—1603 годах. Согласно традиции XVI века автор избрал форму диалога: два собеседника
рассуждают о современной музыке и приходят к заключению, что она идет к гибели,
как свидетельствуют об этом в особенности мадригалы Монтеверди. Артузи боролся
прежде всего с нарушением правил у Монтеверди, то есть с его гармоническими
смелостями — диссонансами, в том числе неприготовленными. По его мнению,
музыка этого композитора «терзает слух вместо того, чтоб его очаровывать»: (поразительно,
что точно такие же упреки обращались к Глюку-реформатору со стороны
традиционалистов в Париже 1770-х годов!), а «новая практика» современных
мастеров вообще носит скандальный характер. Монтеверди весьма лаконично ответил
на критику в пятой книге своих мадригалов (1605). Он дал понять, что занимает
позицию, противоположную той, на которой стоит Артузи, и пообещал дальше
опубликовать «Вторую практику, или Совершенство современной музыки» как
возражение на его трактат. Смысл своего возражения Монтеверди определил так:
«Иные, возможно, будут удивлены существованием другой методы сочинения, кроме
преподанной Царлино. Но пусть они будут уверены, что в отношении консонансов и
диссонансов есть высшие соображения, чем те, которые содержатся в школьных
правилах, и эти соображения оправданы удовлетворением, которое музыка
доставляет как слуху, так и здравому смыслу. [...] Склонные к новшествам могут
искать новых гармоний и быть уверенными, что современный композитор строит свои
сочинения, основываясь на истине»5. Спустя два года в сборнике «Scherzi musicali» появилось «Разъяснение к письму, напечатанному в
пятой книге мадригалов»: по просьбе Монтеверди его брат Джулио уточнял и конкретизировал,
что именно следует подразумевать под словами «первая практика» и «вторая
практика». «Первую практику» представляют полифонисты Окегем, Жоскен Депре,
Пьер де Ла Рю, Мутон, Гомберт, Клеменс-не-Папа, Вилларт и Царлино. «Вторая
практика» связана с именами Чиприано да Pope, Индженьери, Маренцио, Лудзаски, Пери и Каччини (то
есть с поколением новаторов в жанре мадригала и создателей нового стиля
монодии с сопровождением). В новое время иным стало значение слова для музыки:
музыка создается не в подчинении традиционным нормам, а в зависимости от того,
что требует от нее поэтический текст. Из сказанного ясно, что Монтеверди
относит свое творчество ко «второй практике». Вместе с тем брат его в «Разъяснении»
утверждал, что композитор воздает должное обеим школам — старой и новой.
Поскольку все это писалось по прямым указаниям Монтеверди, нужно думать, что он
полностью разделял высказанное мнение.
Предыдущая Следующая