Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
352
5 Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков, с.
89.
Четвертая
и пятая книги мадригалов (1603, 1605) стоят на переломе от XVI столетия к XVII. В
них извлечено, казалось бы, все, что можно, из вокального стиля a cappella и совершается переход к вокальному ансамблю в
сопровождении basso continuo. Это происходит как
раз параллельно поискам нового стиля во флорентийской камерате. Для себя самого
Монтеверди стоит уже на пороге оперы. Но это не значит, что он отрекается от
наследия XVI века. Из 39 мадригалов в двух
книгах только последние 6 написаны для голоса с инструментальным
сопровождением. Чаще всего Монтеверди обращается к поэзии Гварини. В выборе
текстов преобладает любовная лирика (которая особенно драматизируется в
мадригалах пятой книги), причем едва ли не на первый план выходит круг эмоций,
характерный для жалобы, столь прочно вошедший затем в оперную драматургию.
Шестая
книга мадригалов (1614) возникла на ином этапе творческой жизни Монтеверди:
после создания первых опер, в итоге всего мантуанского периода. Трагические образы
и эмоции здесь преобладают, из поэтов особо выделен Марино. С оперной тематикой
непосредственно соприкасается большой пятиголосный мадригал «Жалоба Ариадны» и
в принципе сближается другой мадригал «Плач влюбленного над могилой
возлюбленной». И все же эти два làmento еще сохраняют особый облик мадригала как вокального
ансамбля a
cappella. Так, на тему известной арии
Монтеверди создал в данном случае более масштабное произведение, расширив
малую форму da capo, выделив среднюю часть с
ее драматической кульминацией на остродиссонирующем аккорде и обогатив общее
звучание средствами многоголосия. Что же касается группы мадригалов на тексты
Марино, то они написаны в новом стиле «concertato», или «концертирующего диалога» (семиголосный
мадригал «У тихой реки»). Отход от стиля a cappella выражен
прежде всего в самостоятельности и даже противопоставлении вокальных и
инструментальных партий, а также в выделении соло из ансамбля. При этом форма
целого отходит от сквозного развития и состоит из нескольких разделов подобно
многочастной канцоне.
Предыдущая Следующая